Комбинация идей
В августе 2013 года на сайте Tesla Motors был опубликован документ от имени главы этой компании и основателя Space X Илона Маска. Он рассуждал о том, каким мог бы быть Hyperloop — новый вид транспорта, который мог бы благодаря скорости более 1 тыс. км/ч преодолеть расстояние между Сан-Франциско и Лос-Анджелесом (561 км) за 35 минут. Капсулы с пассажирами должны двигаться по трубе, из которой откачан воздух. За счет отсутствия аэродинамического сопротивления скорость капсул может превышать скорость самолета.
Идея скоростного транспорта в вакууме совсем не новая. Илон Маск упомянул американского ученого Роберта Годдарда, создателя жидкостного реактивного двигателя, который еще в 1904 году в студенческой работе о перспективах транспорта описал поезд на электромагнитном подвесе, движущийся в вакууме. В 1912 году французский инженер Эмиль Башле получил в США патент на магнитный подвес. В 1913 году модель вакуумного поезда на магнитном подвесе испытывал Борис Вейнберг — российский ученый с очень обширным кругом интересов: от гляциологии до воздухоплавания. Модель была продемонстрирована в Санкт-Петербурге, но проект не получил развития.
Высокоскоростной наземный транспорт пытался создать профессор Хисанодзё Одзава в японском Университете Мэйдзё. С 1959 года он строил и испытывал модель поезда Sonic Glider. В 1969 году модель достигла скорости 2537 км/ч, вдвое быстрее звука. Но дальнейшего развития проект не получил и был закрыт через три года из-за отсутствия финансирования.
По расчетам Маска, стоимость организации линии «гиперлупа» Лос-Анджелес—Сан-Франциско должна была окупиться в течение 20 лет, а себестоимость перевозки одного пассажира не превысила бы $20, что ниже себестоимости авиаперевозки
Ошибка или провокация
В августе 2022 года в еженедельнике Time была опубликована статья, в которой канадский эксперт по технологиям Пэрис Маркс написал, что идея Hyperloop конкурировала с проектом строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали в Калифорнии. Эти поезда сократили бы число желающих ездить между городами на электромобилях — не случайно в расчетах Маска поездка на Tesla S была указана наименее энергозатратной по сравнению с другими видами транспорта.
Как показали расчеты российского Института проблем естественных монополий в 2019 году, стоимость строительства «гиперлупа» близка к стоимости строительства рельсовой высокоскоростной магистрали. Однако стоимость билетов при условии срока окупаемости в 20 лет получалась существенно выше, чем у традиционной «железки». Возможно, ошибки в расчетах Илона Маска, которые привели к занижению стоимости билетов на «гиперлуп», были неслучайны. Однако он не принимал участия в компаниях, которые занялись экспериментами с вакуумной технологией. Space X лишь построила испытательный полигон для моделей капсул в Техасе.
Безвоздушное пространство
Идеи Годдарда и Вейнберга предполагали перемещение капсул в вакууме. Маск посчитал, что реализовывать полный вакуум слишком дорого, и предложил поддерживать в трубе форвакуум — очень низкое давление, примерно 0,01 атмосферы, что значительно снижает расходы на эксплуатацию.
Даже при форвакууме на высоких скоростях сопротивление воздуха довольно значительное. Но что, если всасывать воздух перед капсулой в нее саму? Там ему найдется применение: он обеспечит подвес капсулы на воздушной подушке. Колеса на скоростях свыше 400 км/ч практически неработоспособны, магнитная левитация требует затрат энергии, а вот если подавать под нижнюю часть капсулы воздух, она окажется на воздушной подушке. Довольно элегантное решение сразу нескольких проблем.
Для придания капсулам скорости используется линейный электродвигатель — статор размещается на самой трубе, а подвижная часть, ротор, в капсулах. Статор не требуется на всем протяжении трассы — достаточно разместить его только на тех участках, где необходимо ускорить капсулы.
Первой за воплощение идеи взялась компания Hyperloop Transportation Technologies (Hyperloop TT), созданная в ноябре 2013 года. Компьютерное моделирование показало, что не все эти расчеты реалистичны: и скорости в 1220 км/ч не достичь, и диаметр трубы надо увеличить, и капсулу надо сделать более обтекаемой, а также организовать охлаждение ее поверхности.
В 2016 году Hyperloop TT удалось заключить соглашение о разработке и строительстве трасс, соединяющих Братиславу с Веной и Будапештом, но в 2018 году оно не было продлено. Аналогичные проекты начали разрабатывать в Индии, Франции, эмирате Абу-Даби и США. Однако ни один из проектов не продвинулся дальше экспериментов и презентаций.
Проектом заинтересовались и другие венчурные инвесторы. Шервин Пишевар, когда-то вложившийся в Uber, создал компанию Hyperloop Tech. Она сумела привлечь множество инвесторов, в том числе из России. Hyperloop Tech, переименованная в Hyperloop One, в 2016 году представила проект трассы между китайским Хуньчунем и портом Зарубино в России.
В 2017 году акционером Hyperloop One стал миллиардер Ричард Брэнсон и переименовал компанию в Virgin Hyperloop One. В 2022 году компания решает сосредоточиться на грузовых перевозках, после чего Брэнсон вышел из числа акционеров, и в декабре 2023 года компания закрылась.
Где хватает пассажиров
В 2024 году в уезде Янгао китайской провинции Шаньси была запущена полноразмерная испытательная трасса «гиперлупа» с магнитной левитацией. Это совместный проект провинции Шаньси и Китайской аэрокосмической научно-промышленной корпорации (CASIC).
Как утверждают китайские источники, в КНР удалось решить проблему возникновения опасной вибрации на скорости более 700 км/ч. Предполагается, что первая работающая линия «гиперлупа» (его китайская версия называется T-Flight) в КНР свяжет Пекин и Шанхай примерно в 2035 году и расстояние более чем в 1,2 тыс. км пассажиры смогут преодолеть за 90 минут. Сейчас путь по высокоскоростной магистрали, где максимальная скорость достигает 380 км/ч, занимает чуть более четырех часов. Пассажиропоток между 22-миллионным Пекином и 25-миллионным Шанхаем в 2019 году достиг 210 млн пассажиров только по ВСМ, не считая обычных поездов и самолетов. Если где-то «гиперлуп» может окупиться достаточно быстро, то здесь.
В Индии думают о грузах
В самой населенной стране мира также занимаются испытаниями новой технологии. Правительство штата Махараштра в августе 2025 года заключило договор с компанией TuTrHyperloop, созданной подразделением Индийского института технологии в Мадрасе (IIT Madras). На территории IIT Madras уже построен испытательный трек длиной 422 м. Но главной задачей будущего «гиперлупа» станет перевозка не пассажиров, а грузов: 40-километровая трасса должна связать порт Мумбай, который ныне обрабатывает половину грузовых контейнеров в Индии, со строящимся портом Вадхаван, для которого возводят искусственный остров. Он должен стать вторым по объемам перевозок в стране.
Этот проект, поддерживаемый министром железных дорог Индии, часто подвергается атаке критиков: они считают, что явных преимуществ у «гиперлупа» нет, а стоимость слишком велика для Индии. Несмотря на критику, проект постепенно реализуется. Перевозка грузов вместо пассажиров существенно снижает требования по безопасности и комфорту, а значит, и затраты на их обеспечение. Сравнительно небольшая дистанция уменьшит стоимость, но в то же время примерно полусотни километров достаточно, чтобы выигрыш во времени транспортировки дал какой-то экономический эффект. Такой проект проще и быстрее реализовать и выявить на нем все проблемы. Возможно, именно Индия сможет стать первой страной, где заработает коммерческий «гиперлуп».
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag