Интервью

Как перегнать звук за один Мах

Есть ли будущее у нового сверхзвукового пассажирского самолета

Как перегнать звук за один Мах
Фото: Boom Supersonic
Прототип нового сверхзвукового пассажирского самолета XB-1 американской компании Boom Technology в ходе испытательного полета 28 января над пустыней Мохаве трижды преодолел скорость звука. На высоте немногим более 10,5 км летчик-испытатель Тристан Бранденбург смог показать наивысший результат в 1,122 Маха, что составляет примерно 1370 км/ч. Это открывает перед американским стартапом шанс со временем ворваться в высшую лигу мировой аэрокосмической промышленности. Но для этого компании необходимо создать для своего лайнера новые двигатели и найти необходимое финансирование.

Возвращение на скорости сверхзвука

В случае успеха проекта Boom Technology мировая индустрия авиационных перевозок сможет вернуться к популярным в 70-80-х гг. прошлого века у обычных пассажиров сверхзвуковым перелетам. Тогда полет из Москвы в Алма-Ату на сверхзвуковом самолете первого поколения Ту-144 занимал всего 2 ч 10 мин. Это вдвое меньше, чем сейчас. А для полета из Лондона в Нью-Йорк на авиалайнере Concorde нужно было потратить порядка 3,5 ч против нынешних 8 ч 10 мин. Самолеты эти вывели из эксплуатации после серии катастроф. Сейчас коммерческие рейсы на сверхзвуковых самолетах не выполняются.

Для того чтобы возврат к сверхзвуку стал реальностью, конструкторам Boom Technology и предприятиям кооперации предстоит создать полноценный лайнер, уже получивший название Overture. Это самолет, который должен быть почти втрое больше прототипа и перевозить до 80 пассажиров. А для этого необходимы технологические прорывы сразу в нескольких смежных отраслях, включая двигателестроение и материаловедение.

Впрочем, сами конструкторы в этом не сомневаются. «В этом самолете есть множество передовых технологий, которые позволят нам создать сверхзвуковой авиалайнер для массового рынка», — заявил журналистам во время трансляции испытаний главный инженер XB-1 Грегори Крауланд (цитата по New Scientist).

Компания Boom Technology начала свою деятельность немногим более десяти лет назад в Денвере. Ее глава Блейк Шолль собрал вокруг себя с десяток единомышленников из Boeing, Lockheed Martin и даже NASA и предложил реализовать им подзабытую идею – вернуть сверхзвуковые скорости в коммерческую авиацию. Здесь просто нельзя не сказать о том, что обсуждать эту идею в американском авиационном истеблишменте уже давно считалось дурным тоном. И в общем, понятно почему. Летом 1999 г. в свой последний рейс отправилась летающая лаборатория Ту-144, на которой в том числе проводились эксперименты по использованию в качестве топлива водородной смеси. А еще через три года свое место в музее занял и последний Concorde.

Что же касается американской программы сверхзвукового пассажирского самолета Boeing 2707, то ее свернули еще в 1971 г., даже не достроив первые два летных экземпляра. В 2001 г. главный исполнительный директор Boeing Филипп Кондит в интервью «Эксперту» заявил по этому поводу буквально следующее: «Мы много раз изучали этот вопрос, но на финальной стадии реализации программы сверхзвукового лайнера стало ясно, что бизнеса здесь не получится. Это не техническая проблема. Самолет сделать можно, но прибыли он не принесет».

И тем не менее Блейк Шолль решил рискнуть. Уже в 2017 г. на авиасалоне в Ле Бурже его компания впервые презентовала с большой помпой проект своего нового сверхзвукового лайнера, впоследствии получившего название Overture. В самой Boom Technology рассчитывают, что рынок для таких сверхзвуковых самолетов в течение 10 лет составит не менее 1 тыс. единиц. При этом каталожная стоимость такого воздушного судна, как ожидается, составит около $200 млн (почти в полтора раза дороже, чем стоимость широкофюзеляжного самолета последнего поколения Boeing-787), а цена билета — порядка $5 тыс., что сопоставимо со средним тарифом бизнес-класса на трансатлантических рейсах. Именно на таких пассажиров и решил ориентироваться Блейк Шолль. По его словам, 65 млн пассажиров, ежегодно летающих бизнес-классом, и станут главными клиентами его новых сверхзвуковых самолетов: идея заключается в том, чтобы летать быстрее любого другого пассажирского авиалайнера, но по той же цене, что и в бизнес-классе».

Впрочем, к настоящему времени портфель Boom Technology насчитывает всего 35 твердых заказов и 146 опционов. Причем количество опционов за последние пару лет сократилось. В частности, в 2023 г. компания Virgin Group объявила о том, что время, отведенное на исполнение принадлежащих ей опционов на покупку 10 новых сверхзвуковых самолетов, истекло и они прекращают действовать.

Тем не менее в активе Boom Technology есть твердые заказы от United Airlines на 15 лайнеров и от American Airlines на 20 лайнеров. Их общая каталожная стоимость составляет $7 млрд. Учитывая, что депозит за твердый заказ, как правило, не превышает 5% от его стоимости, на счетах Boom Technology только от продажи будущих самолетов может находиться порядка $350 млн.

Но это еще не всё. За последнее десятилетие компания Boom Technology провела целую серию раундов привлечения венчурного финансирования, получив в общей сложности не менее $310 млн. Итого в активе Boom Technology может быть порядка $660 млн. Но для реализации проекта этого явно недостаточно. Сам Блейк Шолль в интервью Forbes оценивал ожидаемые затраты на полную разработку нового сверхзвукового самолета примерно в $6 млрд. И главные расходы у Boom Technology – впереди.

Сверхзвуковая готовность

Если на демонстраторе XB-1 установлены три двигателя General Electric J85, разработанных в 1950-х гг. прошлого века, то на лайнере Overture должны стоять четыре двигателя Symphony тягой 16,3 тонны силы каждый, которые, помимо прочего, должны обеспечить крейсерский режим полета на скорости 1,7 Маха. Проблема, однако, в том, что все четыре ведущих мировых производителя двигателей — General Electric, Pratt & Whitney, Safran и Rolls-Royce — от участия в этом проекте отказались. В результате сейчас над двигателем работает малоизвестная компания Kratos Florida Turbine, которая специализируется на разработке двигателей для крылатых ракет и ударных БПЛА. На сайте Boom, посвященном новому сверхзвуковому самолету, сказано, что эксплуатационные расходы новых двигателей будут на 10% меньше, чем у существующих аналогов.

«В новом двигателе разработчикам предстоит совместить сразу три ключевых параметра: экономичность, малый шум и сверхзвуковую крейсерскую скорость. Пока что это никому не удавалось», — заявил «Эксперту» экс-руководитель конструкторского бюро перспективных разработок производственного комплекса «Салют» (ныне подразделение ОДК) Виктор Николенко: «Но самое важное то, что конструкторам предстоит провести целый комплекс научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, которые займут долгие годы. Кроме того, всё это потребует по меньшей мере $3 млрд инвестиций».

Тем не менее Boom Technology полна решимости отправить Overture в первый полет на новых двигателях в 2026 г., а в 2029 г. – получить сертификат типа.

«Можно констатировать, что демонстратор Boom Technology не показал соответствия заданным параметрам скорости (1,7 Маха. – «Эксперт»), а значит, обольщаться не стоит. Готовой технологии нет, а для того, чтобы она появилась, необходима совокупность достижений в том числе в материаловедении, в новых методах обработки данных, в новых видах топлива, обеспечивающих приемлемые характеристики и низкое шумовое воздействие», — заявил «Эксперту» исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. По его словам, многочисленные исследования показали, что снизить уровень шума до пороговых значений, зафиксированных нормами Международной организации гражданской авиации, можно, оптимизировав конфигурацию самолета, в частности чрезвычайно удлинив носовую часть. Но надо понимать, что FAA (Федеральная авиационная администрация США) будет очень осторожно подходить к выдаче разрешительной документации таким проектам. А значит, выход самолета на рынок может затянуться. И сохранят ли в этой ситуации авиакомпании свой оптимизм как потенциальные покупатели самолета – очень большой вопрос».

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Материалы по теме:
Технологии, 6 фев 18:50
Большая языковая модель для личного использования
Технологии, 5 фев 19:26
DeepSeek стирает грань между человеком и компьютером
Технологии, 5 фев 10:30
Околоземное пространство превратилось в мусорный полигон
Технологии, 31 янв 13:05
Первый модуль будет в космосе в декабре 2027 года
Свежие материалы
США опустили металлический занавес
В мире,
Как новые пошлины на сталь и алюминий повлияют на российский и зарубежные рынки
Как действия ЕС усугубили продовольственный кризис
В мире,
Российский производитель удобрений доказал связь между санкциями и голодом в Африке
Сплиты акций не принесли ожидаемого притока ликвидности
Тренд на дробление бумаг близится к завершению