Интервью

«Черный пес» на окраине пустыни

Фильм, показывающий Китай с неожиданной стороны

«Черный пес» на окраине пустыни
Фото: The Seventh Art Pictures
В российский прокат выходит фильм о взаимоотношениях человека и собаки. Но куда большее любопытство вызывает фон, на котором развивается этот сюжет. «Черный пес» — скорее экзотическое кино, рассказывающее о необычном герое, ведь в каком еще фильме можно встретить китайца, вернувшегося из тюремного заключения.

Герой картины оказался в тюрьме еще в ХХ веке и вышел из нее 10 лет спустя — в 2008 г., в год проведения летних Олимпийских игр в Пекине. Зритель может только догадываться, что местность (городом ее не назовешь), где живет главный герой Лан, когда-то была многолюдной, но жители стали ее покидать: в кадре то и дело появляются опустевшие многоэтажки. Брошенные людьми собаки расплодились, объединились в стаи и одичали. Одна из собак особенно досаждает местным жителям. Ее приметы: черная шерсть и худоба. Объявления с призывами поймать этого пса то и дело звучат из развешанных на улице динамиков. Из них же звучит обещание, что в скором времени жизнь радикально изменится — здесь будут построены заводы.

«Черный пес»
Кадр: фильм «Черный пес»/The Seventh Art Pictures

Пес как один из персонажей — метафора, к которой прибегает автор фильма Гуань Ху (режиссер самого кассового китайского фильма 2020 г. «Восемь сотен»), чтобы рассказать о характере своего героя. Он был обвинен в убийстве, но произошло оно неумышленно. Это был несчастный случай, хотя Лан отчасти был к нему причастен. Тюрьма сделал его замкнутым и молчаливым, но в действительности он испытывает сострадание к отлавливаемым людьми собакам, в том числе к тому самому псу, встреча с которым поначалу не сулит ничего хорошего. Лан сам похож на этого пса — он не прощает обид, не живет внутри стаи и легко пренебрегает общими правилами. Чтобы сделать более выразительным романтический образ главного героя, режиссер снабжает его мотоциклом, и тот разъезжает на нем не где-нибудь, а по пустыне, что делает появление Лана в кадре особенно эффектным. Одновременно камера фиксирует первозданную природу, которой в скором будущем поглотят здания промышленных предприятий.

«Черный пес»
Кадр: фильм «Черный пес»/The Seventh Art Pictures

Лан вместе с отцом живет в доме, выглядящем скорее как автомобильный гараж в кооперативе советских времен: стоящие в ряд помещения разделены между собой стенами и закрыты одной на всех плоской крышей. С другой стороны у домов есть двор с хозяйственными постройками. Никаких архитектурных излишеств. Если развивать «собачью» метафору, то жилища людей немногим лучше тех, в которых живут собаки. Ночью они здесь спят, а днем перемещаются в производственные помещения. Из развлечений заезжий цирк, где можно посмотреть на мотоциклистов, гоняющих по стенам, и танец живота в исполнении циркачек. Автор конструирует депрессивную реальность, но это всего лишь испытание для главного героя. Ему надо разрешить все конфликты, которые тянутся за ним из прошлого: добиться прощения у родственников жертвы, выяснить отношения с находящимся при смерти отцом, и тогда у него появится шанс на новую жизнь.

«Черный пес»
Кадр: фильм «Черный пес»/The Seventh Art Pictures

Авторы фильма в титрах подчеркивают: ни одно животное при съемках не пострадало. Камера не фокусируется на сценах отлова собак или собачьих боев. На экране можно разглядеть только их фрагменты и то издалека. И все же авторы не скрывают жестокость событий в фильме по отношению к животным. Есть решение отловить всех собак, и все готовы легко поверить в то, что именно они мешают наступлению светлого будущего: стоит их устранить, и оно немедленно наступит. Социальный бунт главного героя заключается не только в том, что в отсутствие других видов заработка он отказывается отлавливать собак, так и еще и косвенно способствует тому, чтобы они плодились и размножались: попавший под его опеку пес обзаводится щенками. Не будучи китайцем, невозможно считать все аллюзии и смыслы, которые авторы «Черного пса» закладывали в свое повествование. И все же некоторые метафоры Гуань Ху можно расшифровать, спроецировав на них опыт проживания в любой из стран. Во всяком случае, жюри каннского «Особого взгляда» под председательством канадского режиссера Ксавье Долана это удалось.

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Материалы по теме:
Культура, Вчера 19:30
Мировые звезды балета представят балетный спектакль «Майя. Сюита любви»
Культура, 9 ноя 17:44
Подведены итоги литературного конкурса «История будущего»
Культура, 8 ноя 11:50
Фильмы о ядерной войне и ее последствиях, которые надо посмотреть
Культура, 7 ноя 15:20
В Новоуральске Свердловской области пройдет первый театральный фестиваль «Луч»
Свежие материалы
Нефти предрекли светлое будущее
МЭА представило новый долгосрочный прогноз по росту спроса на углеводороды
Врачам прописали трудоустройство
Как распределение после медвуза скажется на комплектовании медучреждений
Первое китайское размещение
Россия планирует выпуск ОФЗ в юанях