Интервью

Надежду Кадышеву несет на «Алых парусах»

Как новое поколение привыкает к старым песням

Надежду Кадышеву несет на «Алых парусах»
Фото: Алексей Белкин/NEWS.ru/ТАСС
«Алые паруса» в Санкт-Петербурге — главный школьный выпускной страны. Кульминация — концерт популярных российских артистов на Дворцовой площади с телетрансляцией. В 2024 г. суммарная аудитория его телевизионных и онлайн-просмотров превысила 37 млн зрителей. Хедлайнером «Алых парусов» тогда стал 34-летний рэпер Mот (Матвей Мельников), но 2025 г. его сменила 66-летняя Надежда Кадышева и взорвала танцпол.

«Алые паруса» — праздник выпускников петербургских школ. Формально только они могут попасть на концерт на Дворцовой площади. Остальные смотрят выступления артистов из-за забора или в трансляции. В 2025 г. среди исполнителей, вышедших на сцену, самым юным оказался 21-летний певец Akmal’. Еще одной участнице концерта, звезде соцсетей Bearwolf (Валерии Василевской) — 28. Музыкальная карьера других участников концерта — коллективов «5УТРА» и The Hatters — длится около 10 лет. К ним присоединились ветераны сцены: 60-летний Вадим Самойлов (основатель группы «Агата Кристи») и «Иванушки International»: постоянным участникам трио Кириллу Андрееву и Андрею Григорьеву-Апполонову уже за 50. Но старше всех хедлайнер «Алых парусов» — 66-летняя Надежда Кадышева. 100 тысяч выпускников на Дворцовой площади стали лишь малой частью аудитории, еще 18,5 млн зрителей смотрели ее выступление на экране.

Надежда Кадышева — артистка, популярность которой ведет свой отсчет с середины 1990-х годов. В 1995 вышел диск с одним из ее самых популярных треков — «Течет ручей», музыку для которого написал супруг Кадышевой — Александр Костюк. Песня точно попала в аудиторию старше 30 лет. И сама артистка к тому времени уже перешла в возрастную категорию 30 плюс, что усиливало эмоциональный эффект этой песни. Кадышева никогда не конкурировала за аудиторию 14–25 лет. За нее это сделали соцсети. В 2024 г. благодаря TikTok певица внезапно обрела популярность среди аудитории как раз этого возрастного диапазона, которая, по данным Mediascope, и является основным пользователем этого сервиса. У Надежды Кадышевой нет в TikTok официального аккаунта, но ролики с ее концертов имеют миллионные просмотры. Добавим, что у ее страницы на Яндекс Музыке посещений не сильно меньше, чем у молодых коллег: 2,9 млн за месяц (у Akmal’ — 4,6 млн, у Bearwolf — 5,5 млн).

Это не первый случай неожиданного обращения широкой аудитории к творчеству артистов, чей пик востребованности, казалось бы, давно прошел. В 2023 г., спустя почти 20 лет после премьеры, песня Максима Фадеева в исполнении Кати Лель «Джага-джага» («Мой мармеладный») вышла на новый виток популярности и стала хитом. Блогеры стали наряжаться в меха и шапки-ушанки, записывать под эту песню ролики в жанре липсинк, синхронизируя движения губ со звуковым рядом. Хотя в клипе 2004 г., режиссером которого также выступил Максим Фадеев, ни шапок-ушанок, ни мехов в кадре не было. Блогеры сами придумали этот образ, и он стал интенсивно тиражироваться.

«Соцсети дают возможность неуправляемого извне распространения музыкального материала»

Евгений Сафронов
Евгений Сафронов

Основатель информационного агентства «ИнтерМедиа»:

Иоганн Себастьян Бах был невероятно популярен как исполнитель в XVIII веке, но забыт после смерти — ведь его нельзя было увидеть на сцене. Однако через 100 лет его вновь вспомнили — и это связано с развитием медиа, конкретно — с бурным развитием нотопечатания, ведь при его жизни не было широкого распространения нот, они переписывались вручную, и его искусство с трудом доходило до аудитории. А как только ноты начали широко печатать, к его творчеству снова было привлечено внимание.

Соцсети дают возможность неуправляемого извне распространения музыкального материала — и в этом случае музыка продвигает себя сама. Одно дело, если тебе 10 раз рассказали про Катю Лель и совсем другое, если ты услышал песню «Мой мармеладный», и она тебя зацепила. Простота доступа и отсутствие ограничений постоянно дает всплески интереса к музыке прошлого. Но искусственно на этот процесс сложно влиять.

Артист и музыкант — разные творческие профессии, хоть и нередко объединены в одном человеке. Работа творца — коммуникация с аудиторией, артист делает это через визуальные сценические образы, музыкант — через звуковые. И артист, и музыкант могут себя позиционировать как угодно, но в современном мире очень многие — и артисты, и бизнесмены, и трактористы — очень часто стремятся позиционировать себя как музыканты. Артист же может быть очень привлекательным, умеющим себя подать публике, но — никаким музыкантом. А бывает и наоборот.

У каждой творческой профессии свои особенности — например, для артиста очень важно присутствовать в медийном пространстве, особенно в модном медийном пространстве. Социальные сети в моде, поэтому артисту там обязательно надо быть, если он себя позиционирует как человек, который воздействует на аудиторию своим образом. А музыкант может воздействовать на аудиторию в первую очередь музыкой, и для него соцсети не очень важны, потому что если ему удается создать цепляющую музыку, то она обязательно дойдет до публики. Но такой музыки в мире создается очень мало.

В заработке на искусстве главное — медийность. Если ты медийный персонаж, и твои произведения тоже, они продаются хорошо, а если наоборот, то они продаются плохо. Но музыка сейчас может расходиться сама — вирусным способом. А вот образы, создаваемые артистами, требуют дополнительной медийной поддержки. Достижение успеха в шоу-бизнесе — сложнейшая задача, которая решается с огромным трудом.

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Материалы по теме:
Культура, 21 дек 15:53
Рождественский фильм как мольба о чуде
Балет «Щелкунчик» снова пользуется ажиотажным спросом
Культура, Вчера 09:50
В прокат вышел корейский фильм по американскому роману
Культура, 5 дек 17:50
Дмитрий Корчак покорил Рим и выступит в Москве в «Лоэнгрине»
Свежие материалы
Театр начинается с сайта
Балет «Щелкунчик» снова пользуется ажиотажным спросом
Как МСП отреагируют на новые налоги 2026 году
Попытки дробления на фоне налоговых изменений будут, но кратковременные
«Дети всегда найдут, во что поиграть»
Мнения,
Как блокировка Roblox в России повлияет на рынок компьютерных игр