Под чудесами в разные эпохи понималось разное. «Эта замечательная жизнь» Фрэнка Капры вышла в конце 1946 г. — это первый рождественский фильм, получивший номинацию (вернее, сразу пять) на премию «Оскар». Картина рассказывала о путешествии замыслившего самоубийство героя Джеймса Стюарта, которое устраивал ему ангел-хранитель Генри Траверс. Фильм Капры — одновременно «Рождественская песнь в прозе» Диккенса и дальний предок «Иронии судьбы». Это взрослая и немного грустная история про чудесное обретение смысла в жизни. Через год в реальный Нью-Йорк пожаловал уже настоящий Санта-Клаус из «Чуда на 34-й улице». Фильм пережил несколько ремейков, самый известный из которых сделал Джон Хьюз — гений семейного кино и сценарист «Одних дома». Кстати, в 1993-м у героя дилогии Кевина Маккалистера появился злой близнец, сыгранный всё тем же Макколеем Калкиным. Речь о триллере «Добрый сынок», где 12-летний (на момент съемок) Калкин сыграл настоящего маленького демона. В ключевой сцене герой Макколея устраивает массовую автокатастрофу — в качестве альтернативной рождественской классики фильм впечатляет и сегодня.
Если перенестись ближе к современности, то за пару лет до старта приключений Макколея Калкина в рождественский канун вбежал босоногий Брюс Уиллис из «Крепкого орешка». До недавних пор фильм Джона Мактирнана оставался практически уникальным примером брутального рождественского боевика для всей семьи. Напомним, что именно семейные ценности двигали полицейским Джоном Макклейном. Он не просто спасал заложников из захваченного террористами небоскреба, но прежде всего рисковал собой ради жены.
В новом тысячелетии главным рождественским фильмом стала «Реальная любовь» Ричарда Кёртиса (если, конечно, не считать завещание Стэнли Кубрика «С широко закрытыми глазами»). В альманахе Ричарда Кёртиса собралась пестрая компания героев, среди которых были списанный с Тони Блэра премьер-министр Хью Грант и рок-звезда Билл Найи. Это была моментальная классика для первого десятилетия XXI века, для годов, в отношении которых устоялся эпитет «сытые». В кинематографическом плане это означает снижение остроты рождественских сюжетов, ненавязчивый психологизм и естественный интерес к маленьким и не очень людям из среднего класса. Америка в том же 2003-м ответила «Плохим Сантой», где нравственное перерождение переживал выпивоха и бабник Билли Боб Торнтон.
В дальнейшие годы наработанный в предыдущие десятилетия корпус классики толком не пополнялся. Разве что в России опыт «Реальной любви» был некоторым образом переосмыслен Тимуром Бекмамбетовым в виде бесконечной франшизы «Ёлки». В первом фильме даже было камео президента Дмитрия Медведева — наш ответ Хью Гранту. «Ёлки» — это вообще тема для отдельного академического исследования. Там были свои взлеты и падения, а в этом году одиннадцатый фильм серии пытается преодолеть очередной кризис. Вместо Ивана Урганта и Сергея Светлакова там теперь Дмитрий Нагиев в усах, звезда «Слова пацана» Рузиль Минекаев и турецкий певец Бурак Озчивит. Для него роль в «Ёлках» — разогрев перед февральскими концертами в Государственном Кремлевском дворце.
Что же касается американского (и вообще западного) кино, то все более тревожные времена требовали свежих решений. Главным стало возвращение на экран Санта-Клауса, который прошел процедуру ребрендинга. В 2010-м мировым хитом стал финский комедийный хоррор «Санта на продажу». Дух Рождества там предстал в образе чумазого опасного старика — одного из эльфов Йоулупукки (так в скандинавских странах зовут Санту). Успех фильма спровоцировал у сценаристов и маркетологов полет фантазии. К концу 2010-х на экраны шагнули герои боевиков в красных костюмах. Первым стал Курт Рассел из «Рождественских хроник» 2018 г. Фильм поставил режиссер «Одного дома» и первого «Гарри Поттера» (тоже, кстати, рождественской классики) Крис Коламбус. «Хроники» опирались на вполне конвенциональный сюжет о праздничном путешествии брата и сестры, у которых недавно погиб отец. Коламбус позаботился о том, чтобы фильм не был приторным, и добавил в картину несколько ретроэлементов вроде старой видеокамеры. Успех фильма заставил задуматься о новой франшизе, но второй фильм, вышедший два года спустя, получился похуже, несмотря на увеличение экранного времени у Рассела и его супруги Голди Хоун в роли миссис Клаус.
В том же 2020-м вышла «Охота на Санту», где красный колпак примерил Мел Гибсон. Фильм Эшома и Иэна Нелмсов получился не в пример мрачнее рождественской классики и даже опыта с Расселом. Пронзительно усталый Гибсон здесь вынужден был спасаться от обиженного в детстве маньяка Уолтона Гоггинса. Финал картины был и вовсе без пяти минут трагическим, а бессмертие духа Рождества выглядело почти что проклятием.
Еще через два года норвежец Томми Виркола под продюсерским руководством Дэвида Литча («Джон Уик») организовал американцам «Жестокую ночь». В этом комедийном боевике в Санту перевоплотился Дэвид Харбор из «Очень странных дел». Ноу-хау авторов картины заключалось в том, что рождественский волшебник — бессмертный викинг, готовый запросто сшибать головы негодяям. Что ж, интересным временам — интересные герои.
Наконец, в уходящем году пантеон плохих хороших Санта-Клаусов пополнился героем Дж. К. Симмонса из фильма «Миссия: Красный». Здешний дух Рождества проживает на сверхсекретной высокотехнологичной базе в Лапландии и целый год тягает штангу, чтобы в заветную ночь быстро расшвырять по дымоходам подарки. Впрочем, главным героем на сей раз стал Эльф — глава службы безопасности Санты в исполнении Дуэйна «Скалы» Джонсона. Именно ему предстоит спасать Рождество от ведьмы-великанши Грилы. Идея (не такая уж и дурная) злодейки заключается в том, чтобы избавить мир от плохих мальчиков и девочек, отправив их на принудительное перевоспитание.
Надо сказать, что прямого отражения социально-политической повестки рождественское кино традиционно сторонится. С другой стороны, именно эти фильмы можно рассматривать в качестве срезов коллективного бессознательного. И если в девяностых и нулевых был востребован посыл «давайте жить дружно», то в наши дни остается надеяться только на помощь магических существ. Санта и его команда, конечно, подустали, но больше рассчитывать не на кого.
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag