Интервью

Ольга Галактионова: «Кукрыниксы — это величайший пример того, как арт может быть пропагандой»

Директор РОСИЗО о современных выставках и выставочных технологиях

Ольга Галактионова: «Кукрыниксы — это величайший пример того, как арт может быть пропагандой»
Фото: РОСИЗО
РОСИЗО открыл в Москве выставку «Форма-арт. Свет». Проект посвящен возникновению и истории архитектуры света. В залах представлены архивные видеоматериалы и экспонаты из тридцати музеев и частных коллекций. «Эксперт» поговорил с генеральным директором РОСИЗО Ольгой Галактионовой о современных выставочных технологиях и премии «Форма-арт».
Ольга Галактионова
Ольга Галактионова

— Что собой представляет выставка «Форма-арт. Свет»?

— «Форма-арт. Свет» отчасти продолжение нашей выставки «Практика ощущения. Звук». И та и другая рассказывают о том, как создается произведение искусства. Выставка предвосхищает премию «Форма-Арт», учредителем которой выступает РОСИЗО. Она посвящена оформлению выставочных пространств, их архитектуре и освещению. Мне кажется, это очень важное направление с точки зрения восприятия выставок аудиторией. Экспозиция перестала быть просто развеской на стенах. Максимально важным становится архитектурное и световое решение любого проекта. Свет обладает сильнейшим, почти магическим воздействием на аудиторию. Ни для кого не секрет, насколько восприятие картины зависит от того, как поставлен свет.

— «Форма-арт. Свет» проходит в здании в Петроверигском переулке, но ваши выставки можно увидеть и в «Зарядье», и в «Манеже». По каким критериям вы выбираете для них пространство?

— Всё зависит от масштаба и концепции проекта. В Москве очень мало пространств для больших выставок: есть «Манеж» площадью в несколько тысяч квадратных метров, есть малый «Манеж» площадью в триста-четыреста квадратных метров, в парке «Зарядье» есть медиацентр и паркинг-галерея. Здание Третьяковской галереи на Крымском валу в следующем году уходит на ремонт. Мы все с белой завистью смотрим на ее новый корпус на Кадашевской набережной.

«Гостиный двор», как и «Манеж», не в полной мере выставочный зал. Запросы на проведение выставок превышают возможности этих пространств. Это данность, в которой мы вынуждены существовать.

Кукрыниксы
Фото: РОСИЗО

— Почему для РОСИЗО так важны «Манеж» и «Зарядье»?

— Та же Третьяковская галерея в своих залах экспонирует проекты на основе своих фондов. Такова логика музея. Так же экспонирует свои проекты Музей имени Пушкина — я беру гигантов. Наша миссия — взаимодействие между музеями. Например, в прошлом году мы придумали проект «Филонов». Основная коллекция его картин находится в Русском музее. Мы привезли ее в Москву, нашли для нее пространство в «Зарядье» и показали аудитории. То, что не требует такого масштаба, мы делаем на своих площадях.

— Такая схема работы изначально заложена в концепцию РОСИЗО?

— В 1959 году была создана «Росизопропаганда» для популяризации советского и российского искусства в стране и за рубежом. До 2017–2018 годов наши выставки, сформированные еще в семидесятые годы, ездили по всему миру. Наш основной ресурс — потрясающие специалисты. Мы умеем придумать и концептуально оформить проекты, которые работают на продвижение российского искусства.

Кукрыниксы
Фото: РОСИЗО

— Как вы придумали проект, посвященный Кукрыниксам?

— Для появления этого проекта есть две причины. Первая — в этом году исполняется сто лет этому творческому альянсу. Вторая — чем ближе выставка, тем очевиднее для нас то, насколько работы Кукрыниксов актуальны сегодня. Как будто они создавали свои известные карикатуры, вдохновляясь современной новостной лентой. В прошлом году мы делали мультиформатный проект АРТ-ПРОП «Искусство пропаганды». Сейчас, к сожалению, пропаганды как арта нет. Кукрыниксы — это величайший пример того, как арт может быть пропагандой. Их работы — достижение не только нашей, но и мировой культуры.

Выставка пройдет в «Манеже», пространство будет заполнено не только карикатурами, но и иллюстрациями. Архитектурное решение выставки позволит нам показать, в каком контексте они создавались. Это будет мультиформатный проект. Мне как продюсеру в анамнезе тяжело видеть, что через два-три месяца от выставки не остается ничего. Мы уже делали при поддержке ИРИ (Институт развития интернета) двенадцатисерийную видеоверсию выставки «ДК СССР». Выставка продолжает жить. В случае с Кукрыниксами мы начали делать видео еще до начала выставки.

Кукрыниксы
Фото: РОСИЗО

— Видео вместо каталогов?

— У нас была выставка «17/37» о советской скульптуре. Это большое исследование, над которым работала Алла Есипович, и в данном случае каталог — это не продолжение выставки, а, скорее, выставка стала поводом для создания этого труда. Что касается видео, то мы все живем в этой коробочке — телефоне. Это ни хорошо, ни плохо. И если основную часть контента мы потребляем оттуда, значит, для него нужно создавать контент. Мы не можем игнорировать время. Наша задача — донести искусство до людей.

— Как сделать выставку так, чтобы на нее пришли все?

— Если бы кто-нибудь знал рецепт хорошего фильма, спектакля, выставки, вы думаете, он бы им не воспользовался? Успешный проект — это комплекс самых разных факторов. Я ставлю перед собой задачу попасть в настроение времени. С «ДК СССР» мы угадали. С «17/37» тоже. Я надеюсь, что и с Кукрыниксами мы правильно почувствовали актуальность этих художников.

Я хочу, чтобы РОСИЗО ассоциировался с большими качественными интересными выставочными проектами, чтобы эти выставки были востребованы аудиторией, чтобы они запоминались. Я понимаю, что сейчас очередь на выставку не будет выстраиваться вокруг «Манежа», как когда-то — на выставку Ильи Глазунова. Сейчас это невозможно ни на одном проекте. Я восхищаюсь тем, что сделали Наталья Виртуозова, Алексей Жарич и Анастасия Звягина. Они очень хорошо угадали с проектом «Россия». Его посещаемость говорит о том, что это именно то, что сейчас было нужно аудитории. В этом проекте мы участвовали в создании павильона «Культура».

Мы можем цепляться за старые инструменты, но они уже не работают. Мы должны придумывать что-то новое. Мы всегда на связи, мы всегда в информационном потоке. И выставочные проекты надо придумывать в этом контексте. От каких-то инструментов не имеет смысла отказываться. Например, Кукрыниксы. Их плакаты можно использовать и сегодня, и они будут работать.

Кукрыниксы
Фото: РОСИЗО

— Цена на билеты влияет на посещаемость выставки?

— Приведу в пример театры. В Москве лучше всего продаются билеты по тридцать тысяч и по пятьсот рублей. А билеты по средней цене расходятся не очень хорошо. В театральном бизнесе это работает так. Возможно, у меня идеалистические представления, но мне кажется, что если проект интересен, то цена на билеты второстепенна. Она не является точкой принятия решений по поводу того, идти на него или нет. Какие-то просветительские проекты должны быть бесплатны. Мы себе этого не можем позволить. Мы не должны паразитировать на бюджете. Мы должны зарабатывать и показывать эффективность нашей работы. Ее можно оценить по количеству посетителей. Если интереса к нашей работе нет, значит, наша деятельность бессмысленна.

— Как вы оцениваете современные выставочные технологии? Как далеко им удалось продвинуться за последние десятилетия?

— Сейчас выставочные технологии переживают расцвет, — возможно, именно поэтому мы создаем нашу премию «Форма. Арт». Очень долго наши проекты сравнивали с заграничными, тогда как в Советском Союзе была своя мощная экспозиционная школа. В музеи вкладывались огромные средства, и они были одними из лучших в мире. В девяностые вложений в музеи не было и возникло ощущение затухания. Сейчас у нас есть очень много людей, которые умеют видеть пространство. Иной раз он решает его актуальнее, чем то искусство, которое они представляют. Аудиторию привлекает интересное решение выставок. Это не только и не столько условная мультимедийность. Людям недостаточно экранов, им нужна концепция. Не надо думать, что наши посетители наивны. Наш зритель очень умный и умеющий тонко воспринимать пространство.

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Материалы по теме:
Сергей Жуков, Баста и Александр Розенбаум осваивают театры
Культура, 17 окт 17:51
В театре «ОДЕОН» презентовали новый гастрономический мюзикл
Культура, 16 окт 16:29
Впервые в Москве пройдут гастроли Государственного академического русского театра для детей и юношества им. Наталии Сац (Алматы, Казахстан)
Культура, 14 окт 17:33
Новаторский подход главного романтика балетной сцены XX века
Свежие материалы
Шоу-бизнес ищет себя под рампой
Сергей Жуков, Баста и Александр Розенбаум осваивают театры
«Ясную поляну» присудили за «ясную позицию»
Культура,
Наталью Солженицыну наградили за издание литературного наследия мужа
МВФ предложили новую роль
Финансы,
Антон Силуанов указал на точки для развития международного фонда