Интервью

Операторам присудили объективные награды

Премия «Белый квадрат» объявила победителей

Операторам присудили объективные награды
Фото: пресс-служба Премии «Белый квадрат»
28 апреля прошла церемония награждения премии «Белый квадрат». Учрежденная Гильдией кинооператоров Союза кинематографистов России в 2004 г., она является единственной в своем роде специализированной наградой в области операторского искусства. На победу претендовали операторы-постановщики фильмов «Сто лет тому вперед», «Мастер и Маргарита», «Любовь Советского Союза», «Золото Умальты», «110» и сериалов «Прометей», «Лихие», «Дети перемен» и «Трасса».

Главный приз на премии «Белый квадрат» в номинации «Лучший кинооператор года» получил Максим Жуков за операторскую работу в полнометражном игровом фильме «Мастер и Маргарита». Это его вторая победа в этом году: месяц назад он получил «Нику» в номинации «За лучшую операторскую работу». По словам членов жюри, это решение было единодушным. В интервью «Эксперту» Максим Жуков сказал: «Я старался снимать так, чтобы операторская работа была как можно незаметнее. Я хотел, чтобы зритель отвлекался на нее как можно меньше и был сконцентрирован на тех эмоциях, которые у него вызывают герои фильма».

Максим Жуков окончил операторский факультет ВГИКа в 2009 г. — мастерская Сергея Медынского и Юрия Невского. Для него это третья победа на премии «Белый квадрат». Он уже становился обладателем главного приза в 2021 г. — за фильм «Спутник», и в 2022 г. — за фильм «Майор Гром: Чумной доктор». Кроме того, он работал над такими фильмами, как «Гоголь: Портрет загадочного гения» (2008), «Сашка жив» (2011), «Гром: Трудное детство» (2023), «Майор Гром: Игра» (2024).

Максим Жуков Максим Жуков
Фото: пресс-служба Премии «Белый квадрат»

Фильм Михаила Локшина «Мастер и Маргарита» (бюджет фильма составил 1,2 млрд руб.) по мотивам романа Михаила Булгакова вышел в отечественный прокат 25 января 2024 г. и уже в первые 2 недели собрал больше 1 млрд руб. Общие сборы фильма превысили 2 млрд руб., что стало рекордом для отечественных фильмов категории «18+». Главные роли в фильме сыграли Евгений Цыганов и Юлия Снигирь. Оба они получили награды премии «Ника» в номинациях «За лучшую мужскую роль» и «За лучшую женскую роль». Всего на «Нике» «Мастеру и Маргарите» досталось 7 наград, в том числе «За работу звукорежиссера», «За работу художника» и «За лучшую работу художника по костюмам».

Награда за лучшую операторскую работу в сериале досталась Илье Авербаху («Прометей»). Это его первая победа на премии «Белый квадрат». Среди других фильмов, над которыми работал Илья Авербах: «257 причин, чтобы жить» (2020), «Контейнер» (2021), «Плейлист волонтера» (2022). Все эти сериалы снял режиссер Максим Свешников. «Прометей» — сериал, рассказывающий о поисках самолета, исчезнувшего в 1998 г., — четвертая совместная работа Максима Свешникова и Ильи Авербаха. Кроме того, на победу в этой номинации претендовали кинооператоры-постановщики Глеб Михайлов («Лихие»), Дмитрий Карначик («Дети перемен») и Батыр Моргачев («Трасса»).

Илья Авербах Илья Авербах
Фото: пресс-служба Премии «Белый квадрат»

Премию за вклад в операторское искусство получил Юрий Шайгарданов. Вручая ему приз, кинорежиссер, сценарист, актер, драматург Андрей Смирнов так охарактеризовал победителя: «Редкий режиссер миновал оператора Шайгарданова: всех не пересчитать. Он начинал с классиком Хейфецом: снял с ним три картины. Потом последовало „Собачье сердце“ Бортко, которое знают все. В этом фильме, по сути, сыграл последнюю роль наш великий Евстигнеев, и ее запечатлела камера этого оператора. Он снимал „Страну глухих“ Валерия Тодоровского, „Магнитные бури“ Вадима Абдрашитова (за этот фильм получил „Белый квадрат“). Он успел поработать и с сыном Валерия Тодоровского — Петром. Он работал с Рогожкиным, Арановичем — это все живые классики. Я с ним работал дважды: фильм „Жила одна баба“ получил „Нику“ в 2011 году, а „Француз“ — в 2019 году. Шайгарданов всегда работал и работает много. За этим стоит не безвкусие. Ему не всё равно, с кем работать. Этот человек нигде не чувствует себя так комфортно, как сидя на тележке за камерой. Отсюда великое многообразие его фильмов. Второе его достоинство — свет. Нет такого кадра, который бы он не снял своей камерой: красивые девки и крупные планы — их десятки. И везде свет такой, какой нужен. За этим стоит не всеядность, а любовь к ремеслу и умение поставить любой свет и снять любой камерой. Есть еще одна сторона, она негативно-позитивная: у этой профессии — у оператора — особые связи с алкоголем. Внизу есть фотографии, и там четыре замечательных портрета: молодого Урусевского, Павла Лебешева, Вадима Юсова и Георгия Рерберга. Ничего не могу сказать о Сергее Павловиче Урусевском, потому что, конечно, я с ним был знаком, но я намного моложе и не знаю, какие у него были отношения [с алкоголем], но другие трое были решительные пьяницы, что не мешало им быть трезвыми на площадке и оставаться превосходными собутыльниками. Что бы ни сказал по этому поводу серьезный критик, я полагаю, что важнейшее достоинство оператора Шайгарданова в том, что он прекрасный собутыльник для режиссера вечером».

Юрий Шайгарданов Юрий Шайгарданов
Фото: пресс-служба Премии «Белый квадрат»

Приз в номинации «Операторское признание» за технические разработки и достижения в совершенствовании операторской съемочной техники принял руководитель компании BLACKLINE, конструктор оптики, оператор-постановщик Сергей Павлов. Ее вручил основатель студии виртуального продакшена XOVP, кинооператор, продюсер и актер Андрей Гуркин: «То, что делает Сергей со своей оптикой, — в этом есть душа. Это одушевленный операторский инструмент, потому что она сделана руками: руками Сергея, руками его отца. Мы с Сергеем однокурсники, я могу сказать, что этот человек всю свою сознательную жизнь посвятил оптике. Его оптика спасла много карьер. В 2000-е был такой распространенный формат — кино выходного дня, и мы все это снимали [в формате] high definition, и это было сложно приблизить к какому-то киноизображению. Но его советская оптика, которую он восстанавливал дома, давала нам хоть какую-то возможность из этого одноразового кино сделать фильм — хотя бы приблизиться к этому. Я очень рад, что в рамках этой премии мы можем подсветить твой многолетний труд. Я желаю, чтобы на будущих „Квадратах“ ты вручал победителям именной комплект, как это делают мировые бренды».

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Материалы по теме:
Культура, Вчера 12:30
Архитекторы заявили о новом виде искусства
Культура, Вчера 11:30
Чем культура отличается от креатива
Культура, Вчера 10:00
Выходит сериал о событиях 1905–1924 годов
Культура, 27 сен 10:00
Продюсеры «Ночного дозора» выпустили новую экранизацию романа Владимира Богомолова
Свежие материалы
Потребительский вызов
Как инновации меняют нашу жизнь
Формула прорыва
Как резиденты «Сколково» меняют экономику страны
Масштабные интересы
Как «Сколково» помогает индустриальным лидерам внедрять инновационные технологии