
Старший научный сотрудник Института международных исследований МГИМО МИД России
«Народные» партии ХДС/ХСС и СДПГ начали переговоры о формировании будущего правительства. В немецкой политической истории такой альянс обычно называли «большой» коалицией, подразумевая его опору на широкую электоральную базу. Однако незначительное парламентское большинство у христианских демократов и СДПГ вынудило даже претендующего на канцлерское кресло Фридриха Мерца заявить о поиске для будущего правительства иного, более скромного термина.
Особенность нынешних коалиционных переговоров — в их безальтернативности. У ХДС/ХСС и СДПГ нет других партнеров для формирования правительства. Высокие результаты «Альтернативы для Германии» (АдГ) на выборах не разрушили вокруг нее брандмауэр, выстраиваемый политическим и медийным мейнстримом Германии. Гипотетическая трехпартийная коалиция левого толка из СДПГ, «Союза 90 / Зеленых» и Левой партии не набирает большинства в Бундестаге и едва ли вызвала бы энтузиазм у избирателей, уставших от «светофора». Перед лицом внешних угроз «народные» партии стоят спина к спине.
Фатальная обреченность ХДС/ХСС и СДПГ на совместную работу не упростила переговорный процесс. Несмотря на скверные электоральные результаты социал-демократы делают вид, что ведут диалог с командой Мерца на равных.
Получив спустя три года пребывания в оппозиции перспективу возвращения на командные высоты, христианские демократы будто растерялись на финишной прямой, упуская преимущества европейского «правого поворота»
Еще накануне досрочных выборов Фридрих Мерц решил сыграть на обострение и предложил депутатам Бундестага проголосовать за свой набор инициатив по ужесточению миграционной политики. Лидер ХДС даже заговорил было о возможности сотрудничества с АдГ. В итоге миграционные инициативы не набрали необходимого числа голосов, в том числе из-за протестного голосования со стороны некоторых христианских демократов. Набрать электоральных очков Мерцу и ХДС не удалось (впрочем, растерять их тоже не получилось), но многие избиратели, испугавшись призрака альянса консерваторов и АдГ, начали выражать поддержку Левой партии с ее традициями антифашизма.
После попытки дать быстрый ответ на миграционный кризис в ХДС взялись за экономику и военную реформу. «Светофорная» коалиция распалась из-за проваленных переговоров по бюджету, где центральным сюжетом был вопрос о сохранении так называемого долгового тормоза — ограничения на заимствования для немецкого правительства. Пересмотреть его требовали социал-демократы и «зеленые», однако Свободная демократическая партия на правах младшего коалиционного партнера, к тому же контролирующего Министерство финансов, выступала против этой идеи. Именно эти разногласия привели к распаду «светофорной» коалиции.
В годы работы правительства Олафа Шольца ХДС также выступала за сохранение «долгового тормоза». Однако в этой позиции было больше от межпартийной борьбы и оппозиционной риторики, а также желания поддержать идейно близких немецких «либералов», оказавшихся в непростой борьбе с коалиционными партнерами. Фридрих Мерц имел мало причин относиться с особым трепетом к наследию Ангелы Меркель («долговой тормоз» был введен по ее инициативе) и, очевидно, не рассматривал именно долговой аспект финансовой политики как принципиальный.

Фото: Hannibal Hanschke/EPA
В результате Мерц был готов обсуждать расширение расходной части бюджета. Дискуссию предстояло провести в сжатые сроки и до того, как приступит к работе новый состав Бундестага. В новом парламенте важные изменения финансовой политики, требующие правок в Основной закон ФРГ, предстояло бы согласовывать с увеличившейся фракцией АдГ, а значит, вновь подрывать брандмауэр вокруг оппозиционной партии. Решение продавить важные реформы силами дорабатывающего последние дни состава Бундестага было небезупречно с репутационной точки зрения, но вполне законно.
В качестве отправной точки формирования новой структуры государственных затрат создавался спецфонд в размере €500 млрд. Средства из фонда должны быть направлены на продолжение реформы бундесвера и модернизацию инфраструктуры, которая давно требует обновления. Моделью послужил опыт создания по инициативе канцлера Олафа Шольца оборонного спецфонда в феврале 2022 года в размере €100 млрд. И хотя практика расходования средств спецфонда в 2022–2024 годах нередко подвергалась критике за дефицит целеполагания, забюрократизированность и даже коррупционную составляющую, сам принцип формирования фиксированной бюджетной суммы на решение конкретных задач был признан немецким руководством эффективным.
Более того, отныне все расходы на оборону фактически выводились из-под действия любых ограничений на заимствования, делая военный бюджет потенциально безразмерным. Немецкий ВПК получал таким образом зеленый свет и статус драйвера немецкой экономики.
Несмотря на условное разделение спецфонда на военную и инфраструктурную части, в основе логики его трат лежат интересы безопасности ФРГ. Деньги получит не только бундесвер, но и весь силовой блок от полиции до спецслужб. Инвестиции в модернизацию автобанов и железных дорог, мостов и туннелей призваны не только покончить с раздражающими немецких граждан систематическими опозданиями поездов и автомобильными пробками, но и оптимизировать переброску военнослужащих ФРГ и НАТО через территорию Германии.
Одновременно новые финансовые вливания в оборонку рассматриваются немецким руководством как возможный путь выхода из экономического кризиса и преодоления тенденции к деиндустриализации.
Трудности немецких промышленников, связанные с дорогой энергией, сокращением экспорта и дефицитом рабочей силы, в Берлине намерены решить за счет расширения выпуска военной продукции
Некоторые производители товаров гражданского назначения уже изъявили желание частично перепрофилировать свои предприятия на нужды обороны. Наряду с крупными заказами для бундесвера немецкие оружейники ориентируются на востребованность своей продукции в рамках украинского конфликта и на поставки в страны Восточной Европы, уже отдавшие часть своих вооружений в распоряжение ВСУ.
Для того чтобы провести инициативу о новом спецфонде через Бундестаг, понадобилась поддержка партии «Союз 90 / Зеленые». «Экологам» удалось добиться того, что €100 млрд из фонда будут направлены на проекты, связанные в защитой климата и возобновляемыми источниками энергии. Эти траты тоже формально относятся к вопросам безопасности — только климатической. Некоторые эксперты расценили этот компромисс как очередную уступку со стороны ХДС, взявшего до выборов довольно критичный тон в отношении немецких «зеленых».
В итоге после долгих переговоров под занавес работы Бундестага ХХ созыва «долговой тормоз» удалось преодолеть. Однако тактическая победа ХДС/ХСС и СДПГ, на первый взгляд облегчающая им работу, привела к росту недоверия избирателей и обострению новых противоречий между двумя политическими силами. Если создание спецфонда закрыло вопрос о финансировании военной реформы, то другие проблемы, такие как миграционный кризис или трудности на рынке труда, остаются пространством для напряженной дискуссии.
Германская экономика встретила 2025 год в состоянии стагнации. ВВП ФРГ в 2024 году сократился на 0,2%. Растет число обанкротившихся предприятий, которые не справляются с увеличивающимися расходами. Американские пошлины вызывают почти апокалиптические прогнозы относительно будущего экономики ФРГ. Опросы среди предпринимателей демонстрируют преобладание пессимизма в немецкой бизнес-среде. Как крик отчаяния выглядит обращение к «народным» партиям. Ассоциации семейных предпринимателей ФРГ призывают будущее правительство решать экономические проблемы комплексно и не рассчитывая, что новый спецфонд будет способен вывести ситуацию из кризиса.
Ставка формирующегося правительства Фридриха Мерца на милитаризацию как стимул для немецкой экономики и источник сплочения общества вокруг правительства является следствием пробелов в антикризисной стратегии у ХДС/ХСС и СДПГ
Погрузившись в украинский конфликт в статусе морального камертона и крупного финансового донора, Германия сократила пространство для маневра во внешней и внутренней политике. Уверенные в своем успехе, немецкие политические круги не имели на руках продуманной деэскалирующей стратегии и теперь вынуждены инерционно играть на повышение даже на фоне развития переговорного процесса между Россией и США. В крайнем случае в Берлине рассчитывали следовать логике трансатлантического единства, полагаясь на прозорливость НАТО и Вашингтона, однако второе президентство Дональда Трампа смешало карты в американо-германских отношениях.
Маневры ХДС/ХСС и СДПГ в ходе коалиционных переговоров пугают обывателя фактическим продолжением политики правительства «светофора», сочетавшей амбициозную риторику с обилием внутренних противоречий и нерешительностью в проведении реформ. От возвращения к власти христианских демократов ожидают практически повторения «немецкого экономического чуда» эпохи Конрада Аденауэра и Людвига Эрхарда. Создание бундесвера было вехой в истории ФРГ, однако ремилитаризация проводилась вслед росту благосостояния населения Западной Германии, а не предваряла его.
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag