Интервью

Сериалы идут в разведку

Что покажут стриминговые платформы в честь 80-летия Победы

Сериалы идут в разведку
Кадр: сериал «Значит, нам туда дорога»/Телеканал «Россия 1»
В военно-исторических драмах образца 2025 г. на первый план выходят разведывательные службы, а их действие чаще всего происходит на оккупированной территории. Кинематографисты предлагают зрителям в первую очередь интеллектуальный поединок, а уже во вторую — боевую схватку. Действие новых отечественных военных сериалов, как правило, приближено к концу войны, когда в победе уже никто не сомневался.

В сериале «Спасение капитана Максимова» военный журналист с оперативным псевдонимом «капитан Максимов» в 1944 г. отправляется в составе разведгруппы во вражеский тыл, чтобы найти там отца — одного из разработчиков стратегической операции «Багратион». А главный герой сериала «Таганрог» — советский офицер госбезопасности, который организует в оккупированном Таганроге подпольную и разведывательную деятельность. Ему удается устраивать диверсии, распространять листовки, спасать военнопленных и даже готовить вооруженное восстание.

Кадр из сериала «Таганрог»
Кадр: сериал «Таганрог»/ИРИ

Некоторые создатели военных сериалов по-прежнему ориентируется на советское кино в качестве образца воссоздания военной реальности. Таков, например, Дмитрий Петрунь — режиссер сериала «Значит, нам туда дорога», рассказывающего о пятерых друзьях, служащих в одном пехотном полку. В основе сериала — текст песни «Дорога на Берлин», написанный Евгением Долматовским. Его главные герои последовательно участвуют в освобождении российских, белорусских, польских и немецких городов. По словам режиссера, референсами к сценарию сериала «Значит, нам туда дорога» стали фильмы: «В бой идут одни „старики“», «Женя, Женечка и „Катюша“» и «На войне как на войне». Вслед за советскими кинематографистами создатели сериала «Значит, нам туда дорога» сделали акцент на том, как складываются взаимоотношения людей в экстремальной ситуации. Для сценариста Сергея Волкова и режиссера Дмитрия Петруня война стала стихией, позволившей «ярче, контрастнее раскрывать характеры героев».

Кадр из сериала «Значит, нам туда дорога»
Кадр: сериал «Значит, нам туда дорога»/Телеканал «Россия 1»

Другой путь, по которому идут создатели военно-исторических сериалов — использование современного визуального языка, понятного молодой аудитории. «Недавно прошел повторный показ первого сезона и снова продемонстрировал хорошие показатели среди мужчин 18 плюс. У нас была задача показать историю такой, как она была на самом деле, так чтобы это было интересно молодым зрителям», — заявил «Эксперту» продюсер сериала «Операция Карпаты»" Тим Шевцов,

Схожей точки зрения придерживается и режиссер сериала «Спасение капитана Максимова» Олег Фесенко. Он отказался от попыток воспроизвести военные фильмы советского времени. Для него «Спасение капитана Максимова» — это современный сериал об операции «Багратион» с точки зрения разведки.

Кадр из сериала «Спасение капитана Максимова»
Кадр: сериал «Спасение капитана Максимова»/Москино

Режиссер второго сезона сериала «Операция „Карпаты“» Михаил Агранович пояснил, что советская визуальная эстетика была сформирована по большей части фильмами. Сериалы в любом случае требуют другого подхода, в какой бы исторический период они ни были сняты: «Мне было очень интересно, потому что я никогда в этом жанре не работал. Кроме того, тема сериала для меня очень волнующая, и я был очень рад, что принял участие в этом проекте. За этот сериал мне стыдно не будет».

Кадр из сериала «Операция „Карпаты“»
Кадр: сериал «Операция „Карпаты“»/Wink Originals

Заместитель генерального директора телеканала РЕН Анатолий Тупицын так же убежден в том, что современные военно-исторические драмы должны быть обращены к новому поколению зрителей: «Уверен — и мои коллеги по каналу могут это подтвердить, — тема Великой Отечественной войны, тема подвига советского человека по-прежнему находит свой отклик в душах наших зрителей. И это очень важно для нас, при том что наши фильмы отличаются от классических фильмов о войне, которые были сняты Михаилом Калатозовым, Юрием Озеровым, Татьяной Лиозновой. Наши фильмы обращаются к современной зрительской аудитории на понятном ей визуальном языке. И мы рады, что их смотрят».

Свою репутацию лидера в производстве военно-художественных драм телеканал РЕН подтвердил сразу несколькими проектами. Помимо второго сезона сериала «Операция „Карпаты“», рассказывающего о противостоянии двух разведок — советской и британской — на территории Западной Украины в 1949 г., телеканал представил новый сезон еще одной популярной военно-исторической франшизы — «СМЕРШ 3». Ее действие происходит в 1944 г., сюжет рассказывает о противостоянии разведслужб СССР и фашистской Германии. Еще один проект РЕН ТВ — «По следу зверя». И снова главные герои — советские разведчики, преследующие диверсионную группу, устраивающую масштабные операции в тылу Красной Армии в преддверии Курской битвы.

Кроме того, в майские дни можно будет посмотреть военно-историческую драму «Рослый» с Кириллом Зайцевым в главной роли (Wink), проект Первого канала — сериал «В парке Чаир» с Антоном Хабаровым и «Солдатскую мать» с Анной Каменковой (KION).

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Материалы по теме:
Сергей Жуков, Баста и Александр Розенбаум осваивают театры
Культура, 17 окт 17:51
В театре «ОДЕОН» презентовали новый гастрономический мюзикл
Культура, 16 окт 16:29
Впервые в Москве пройдут гастроли Государственного академического русского театра для детей и юношества им. Наталии Сац (Алматы, Казахстан)
Культура, 14 окт 17:33
Новаторский подход главного романтика балетной сцены XX века
Свежие материалы
Шоу-бизнес ищет себя под рампой
Сергей Жуков, Баста и Александр Розенбаум осваивают театры
«Ясную поляну» присудили за «ясную позицию»
Культура,
Наталью Солженицыну наградили за издание литературного наследия мужа
МВФ предложили новую роль
Финансы,
Антон Силуанов указал на точки для развития международного фонда