Интервью

Спектакль смешной, но не веселый

Евгений Писарев о своей постановке «Тартюфа»

Евгений Писарев — художественный руководитель Театра им. А.С. Пушкина, режиссер-постановщик спектакля «Тартюф» на сцене Театра Наций
Фото: Анастасия Воронова/Театр им. А.С. Пушкина
На этой неделе в Театре Наций состоялась премьера спектакля Евгения Писарева «Тартюф» по пьесе Жана-Батиста Мольера. Среди занятых в нем актеров: Сергей Волков, Игорь Гордин, Ольга Науменко, Аня Чиповская, Денис Суханов.

Евгений Писарев — художественный руководитель Театра имени А.С. Пушкина. Его спектакли идут на сценах МХТ имени А.П. Чехова, Музыкального театра имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, Театра МДМ, Московского театра Новая Опера и Большого театра. «Тартюф» — его вторая постановка в Театре Наций после музыкальной драмы «Кабаре».

— Что позволяет в классических пьесах, в том числе Мольера, обнаруживать новые смыслы?

— Сейчас появляются очень интересные тексты, — я не хочу называть их пьесами, — они попадают в болевые точки времени и соответствуют его ритму. Но есть еще и вечные законы драматургии, и Мольер не только им соответствует — он их создал. Мне кажется, что помимо того что «Тартюф» великая пьеса, — об этом часто забывают, но при жизни Мольера она не была поставлена на сцене, несмотря на три редакции и попытки удовлетворить все замечания Людовика XIV, — в ней есть важная тема: кем мы на самом деле являемся и кем мы хотим казаться. Конструкция великой пьесы так сильна, что как бы ты с ней ни взаимодействовал, сломать ее невозможно.

tartuf-2.jpg
Анна Чиповская в спектакле «Тартюф» в роли Эльмиры и Сергей Волков в роли Тартюфа. Фото: Ира Полярная/пресс-служба Театра Наций

— Можно ли сейчас отказаться от переделок пьесы, предпринятых Мольером в угоду Людовику XIV?

— Не так давно во Франции был опубликован первый вариант Тартюфа — до всех редакций, и он был даже поставлен. В нем всего три акта, отсутствуют некоторые персонажи, а Тартюф — священнослужитель. Евгений Витальевич [Миронов] ее посмотрел и сказал, что она, конечно, очень острая, жесткая и саркастичная, но драматургически слабее. Как только Мольер добавил в пьесу детей — Марианну и Валера, в ней появилась энергия. Еще он дописал пятый акт, в котором арестовывают Тартюфа и звучит монолог во славу короля. Людовик XIV всё равно не разрешил ставить спектакль: чем сильнее тебя восхваляют, тем больше подозрений это вызывает. В пятом акте выясняется, что всё происходящее до сих пор было чем-то вроде бури в стакане, а над всем этим есть еще и король. Когда звучат слова о том, что главное — держаться короля: «Будьте ему верны, и он решит все ваши проблемы», — тогда ты понимаешь, что, с одной стороны, это шанс на спасение, с другой — опасность посильнее интриг Тартюфа.

Актеры спектакля Евгения Писарева «Тартюф» (Театр Наций)
Актеры спектакля Евгения Писарева «Тартюф» (Театр Наций). Фото: Вадим Гортинский/пресс-служба Театра Наций

— В главной роли вашей постановки — Сергей Волков. Почему именно он?

— Мне хотелось на роль Тартюфа актера некомедийного, негротескового, не того, кто будет смешить, и совершенно точно — неуродливого. Хотелось, чтобы Тартюф ввел в заблуждение зрителей. Я подумал о том, что если Тартюф истово верующий человек, то это другая ипостась князя Мышкина. От князя Мышкина до Иудушки Головлева — огромный путь, но для меня вполне различимый. Я думал о том, что Тартюфа должен играть молодой человек с ясными, светлыми глазами, благообразный, с приятным голосом, у которого всё происходит впервые — и влюбленность, и вхождение в богатую семью.

Я видел Сергея Волкова в спектакле «Кабаре Брехт», когда он был еще студентом Санкт-Петербургской театральной академии. Некоторое время назад он репетировал в Театре Вахтангова князя Мышкина. Спектакль не вышел, но я вспомнил о нестандартном князе Мышкине, и мне захотелось нестандартного Тартюфа. Я предложил эту роль Сергею и с большим удовольствием с ним сейчас работаю. Мне кажется, что это один из самых перспективных артистов. Каким бы ни было решение, Тартюф всё равно особенный человек. Его сразу заметно в толпе — ведь почему-то Оргон его разглядел.

Для Евгения Писарева «Тартюф» — вторая постановка в Театре Наций после музыкальной драмы «Кабаре», удостоенной пяти национальных театральных премий «Золотая маска»
Для Евгения Писарева «Тартюф» — вторая постановка в Театре Наций после музыкальной драмы «Кабаре», удостоенной пяти национальных театральных премий «Золотая маска». Фото: Анастасия Воронова/Театр им. А.С. Пушкина

— За многие годы у зрителей сложилось стереотипное восприятие сюжета «Тартюфа» — как с этим быть?

— В большинстве случаев зритель консервативен. Он приходит в театр, чтобы увидеть то, что он уже сам себе придумал. Он редко готов к чему-то новому, неожиданному. Но мы не претендуем на то, чтобы открыть глаза на эту пьесу и чему-то научить. Но даже распределением ролей мы хотим сказать, что расскажем эту историю немного по-другому. Мы надеемся вас удивить.

Ольга Науменко (Пернель) и Игорь Гордин (Оргон) в спектакле Евгения Писарева «Тартюф» (Театр Наций)
Ольга Науменко (Пернель) и Игорь Гордин (Оргон) в спектакле Евгения Писарева «Тартюф» (Театр Наций). Фото: Ира Полярная/пресс-служба Театра Наций

— Помимо «Тартюфа», что у вас еще есть в работе?

— Параллельно с «Тартюфом» я репетировал две работы: «Плохие хорошие» у себя в театре по пьесе Оскара Уайльда «Веер леди Уиндермир» и новый мюзикл в Театре МДМ. По-моему, я пробовал себя на выносливость. Это всё очень сложно: все три спектакля сделаны в разных жанрах. Если в Уайльде невозможно не выступать, — чем игра более изощренная, тем это больше попадает в автора, — то в «Тартюфе» я пресекаю артистов, чтобы не получалась откровенная комедия. Я думаю, что это будет смешной спектакль, но не веселый.

Денис Суханов (Клеант) и Игорь Гордин (Оргон) в спектакле Евгения Писарева «Тартюф» (Театр Наций)
Денис Суханов (Клеант) и Игорь Гордин (Оргон) в спектакле Евгения Писарева «Тартюф» (Театр Наций). Фото: Ира Полярная/пресс-служба Театра Наций

— Как вообще изменился театр за последние годы? Как вы ощущаете зрительские ожидания?

— У сегодняшнего зрителя большая потребность в радости. Это не значит, что я кинулся ставить радостные спектакли. Но даже если смотреть спектакли из репертуара Театра Пушкина, то там, где раньше иногда раздавался какой-то смешок, сейчас слышен хохот. Театр меняется, а когда это происходит, то сложно дать этому какую-то оценку. Появляются новые имена, выходит огромное количество спектаклей. Главное, что зритель не перестает ходить в театр. На «Тартюф» как только выложили билеты, они сразу были проданы. В Театре Пушкина стоит начать продажи — билеты расходятся на почти все восемьсот мест и практически на весь репертуар.

— Почему это происходит: зритель начал ценить театр или театр вышел на новый уровень зрелищности?

— И то и другое. Всё-таки театр в России — очень важная институция. Его значение могут принижать, — я имею в виду те слова, которые иногда звучат в адрес людей искусства и людей театра, — его могут неоправданно возвышать, придавая ему какое-то особенное значение. Но театр — это не досуг и не десерт, каким его часто воспринимают во всем мире, даже самый высококлассный. Я продолжаю работать в театре, потому что он необходим зрителям, артистам, всем нам. Это не баловство и не элитарная забава.

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Материалы по теме:
Балет «Щелкунчик» снова пользуется ажиотажным спросом
Культура, 3 дек 17:00
Театр Олега Табакова представил психологический триллер — спектакль «Выбор»
Культура, 28 ноя 16:27
В театре «Маска» вышел романтический мюзикл в новом формате
Культура, 24 ноя 19:30
Новый сезон «Щелкунчика» посвятят 250-летию Гофмана
Свежие материалы
Театр начинается с сайта
Балет «Щелкунчик» снова пользуется ажиотажным спросом
Как МСП отреагируют на новые налоги 2026 году
Попытки дробления на фоне налоговых изменений будут, но кратковременные
«Дети всегда найдут, во что поиграть»
Мнения,
Как блокировка Roblox в России повлияет на рынок компьютерных игр