Интервью

Страх берет за душу

Хорроры возвращаются в мировые кинотеатры

Страх берет за душу
Кадр: фильм «Оно приходит за тобой»/Northern Lights Films
Одним из безусловных хитов летнего кинопроката в России и в мире стал фильм Оза Перкинса «Собиратель душ» — один из ярких представителей новой волны хорроров. Следом в кинотеатрах перевыпускают и фильм «Оно приходит за тобой», с которого начался ренессанс фильмов ужасов. Выход этих фильмов — повод разобраться, как и почему хоррор вновь стал одним из передовых киножанров.

Компания подростков из американского захолустья сталкивается со злой мистической силой, передающейся половым путем. У монстра нет конкретного облика, он запросто перевоплощается как в друзей и родственников жертвы, так и в совершенно незнакомых бомжей. На руку подросткам играет тот факт, что чудовище передвигается очень медленно, но других минусов у него нет — в частности, его, судя по всему, нельзя убить. Такова завязка фильма Дэвида Роберта Митчелла «Оно приходит за тобой», который 22 августа в честь десятилетнего юбилея вновь выпущен в российский кинопрокат. С этого фильма удобно отсчитывать новый эволюционный этап развития фильмов жанра хоррор, хотя в реальности никакой единственной начальной точки, конечно, не существует. В марте 2014-го фильм Митчелла был выпущен в сверхограниченный прокат четырьмя копиями, но уже через две недели количество экранов было увеличено до 1200. Картина, стоившая в производстве $1,3 млн, заработала $23 млн.

Одновременно появлялись и другие образцы обновленного жанра. В том же 2014-м вышли «Враг» Дени Вильнева (постановщик «Дюны») и «Побудь в моей шкуре» оскаровского лауреата нынешнего года Джонатана Глейзера. В следующие годы вышли «Ведьма» и «Маяк» Роберта Эггерса, «Солнцестояние» и «Реинкарнация» Ари Астера, трилогия «Х», «Перл» и «Максин ХХХ» Тая Уэста, а также другие фильмы ужасов, стабильно попадающие в топы лучшего за год.

Уиллем Дефо и Роберт Паттинсон в фильме «Маяк»
Уиллем Дефо и Роберт Паттинсон в фильме «Маяк». Кадр: фильм «Маяк»/A24

Для этой волны было, разумеется, придумано новое название — даже два. Сначала эти фильмы называли «арт-хоррорами», а затем — «возвышенными (elevated) хоррорами». Последний термин очевидно противопоставляет новые ужастики старым — тем, в которых орудует Фредди Крюгер, убийца в кричащей маске, и прочие опасные, но легко уязвимые для иронии монстры. Нетрудно заметить, впрочем, что завязка «Оно приходит за тобой» вполне рифмуется именно с «Кошмаром на улице Вязов». Разница здесь лишь в воплощении зла — вернее, в том, что место понятного Фредди теперь занимает образ, который является символом пубертатных страданий и сексуальных неврозов одновременно. Иными словами, фильм ужасов оказался свежей формой разговоров о важном. Свежесть связана, с одной стороны, с эффектным инструментарием, а с другой — со свойственной жанру возможностью при необходимости выходить за пределы и допустимого, и хорошего вкуса.

Фильм «Кошмар на улице Вязов» считается классикой фильмов ужасов
Фильм «Кошмар на улице Вязов» считается классикой фильмов ужасов. Кадр: фильм «Кошмар на улице Вязов»/New Line Cinema

Здесь стоит, пожалуй, упомянуть промежуточный этап между двумя эпохами. В нулевых почву для выхода фильмов ужасов в мейнстрим готовили, с одной стороны, картины типа «Пила» и «Паранормальное явление», а с другой — отдельные образцы направления «новый французский экстрим», куда входил, к примеру, недавний гость столицы Гаспар Ноэ. Французские экстремалы не ограничивались ужастиками, однако именно с этим жанром связан наибольший успех течения. Речь о «Титане» Жюли Дюкорно, который два года назад победил в Каннах и заставил критиков выучить слово «боди хоррор». Среди предшественников этого триумфа выделим «Высокое напряжение» Александра Ажа и «Мучениц» Паскаля Ложье — два фильма, исследующих психические состояния и философские вопросы, не стесняясь для иллюстрации тезисов спускать с героев шкуру живьем — буквально.

Во французском хорроре «Титан» рассказывается история серийной убийцы, получившей в детстве травму головы
Во французском хорроре «Титан» рассказывается история серийной убийцы, получившей в детстве травму головы. Кадр: фильм «Титан»/Canal+

Сегодня французские эксперименты выглядят подготовительным периодом для настоящего прорыва, хотя не факт, что американские коллеги были в курсе подготовленной почвы. Скорее всего, изменилась сама реальность — как настоящая, так и кинематографическая. Засилье выхолощенных комиксовых блокбастеров создало у зрителей естественный запрос на по-настоящему острые ощущения. Пришло время вспомнить, что мягкое кресло в темноте кинотеатра — максимально подходящий и комфортный антураж для сильного и при этом безопасного (что сегодня немаловажно) переживания.

Прокат «Оно приходит за тобой» следует за другим хоррор-триумфом — «Собирателем душ» Оза Перкинса с Николасом Кейджем. Эта картина начинается как оммаж «Молчанию ягнят», но быстро превращается в разговор о потустороннем зле (посланником которого и служит герой Кейджа). Здесь психоанализ идет рука об руку с взаправдашним оккультизмом, от которого мороз по коже. Перкинс не боится делать жанровый фильм живым и болезненным. «Собиратель душ» ставит вопрос о том, является ли зло в человеке материалом для психотерапевта или самостоятельной потусторонней сущностью. Вопрос в современном мире непраздный — отсюда, очевидно, и востребованность фильмов, которые не всегда сделаны безупречно, но стараются говорить о чем-то действительно актуальном.

Николас Кейдж сыграл маньяка в фильме «Собиратель душ»
Николас Кейдж сыграл маньяка в фильме «Собиратель душ». Кадр: фильм «Собиратель душ»/Saturn Films

Результативность «Собирателя душ» выражается в $100 млн сборов при бюджете меньше $10 млн. Занятно, что главную роль в фильме сыграла Майка Монро — звезда «Оно приходит ночью», не чурающаяся статуса новой «королевы крика» (так называют звезд фильмов ужасов, начиная с Джейми Ли Кертис времен первого «Хэллоуина»). «Собиратель душ», кстати, заработал в российском прокате $3 млн. Фильм привлек в кинотеатры 714 тысяч человек, что свидетельствует о том, что современные хорроры выработали еще и универсальный язык для коммуникации авторов и зрителей по всему миру.

Новая «королева крика» Майка Монро в фильме «Собирателя душ»
Новая «королева крика» Майка Монро в фильме «Собирателя душ». Кадр: фильм «Собиратель душ»/Saturn Films

Свою роль во всемирной экосистеме хорроров играют и российские кинематографисты. Первыми успехами были «Пиковая дама. Черный обряд» и «Невеста», права на римейк которой были куплены за рубежом. Эти фильмы, снятые Святославом Подгаевским, заложили фундамент русского извода фолк хоррора, опирающегося на здешнюю мифологию — от сказок до городского фольклора и потусторонних аспектов детской литературы (как в фильме «Рассвет»). Продюсер этих фильмов Владислав Северцев работает с более реалистичным материалом, как в фильме «Бывшая». В прошлом году состоялась и премьера фильма «Существо зашевелилось» — первого фильма Северцева, сделанного в копродукции с американскими кинематографистами.

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Материалы по теме:
Сергей Жуков, Баста и Александр Розенбаум осваивают театры
Культура, 17 окт 17:51
В театре «ОДЕОН» презентовали новый гастрономический мюзикл
Культура, 16 окт 16:29
Впервые в Москве пройдут гастроли Государственного академического русского театра для детей и юношества им. Наталии Сац (Алматы, Казахстан)
Культура, 14 окт 17:33
Новаторский подход главного романтика балетной сцены XX века
Свежие материалы
Шоу-бизнес ищет себя под рампой
Сергей Жуков, Баста и Александр Розенбаум осваивают театры
«Ясную поляну» присудили за «ясную позицию»
Культура,
Наталью Солженицыну наградили за издание литературного наследия мужа
МВФ предложили новую роль
Финансы,
Антон Силуанов указал на точки для развития международного фонда