Интервью

Канцлер со второго раза

Что Олаф Шольц оставил Фридриху Мерцу

Канцлер со второго раза
Фото: hristoph Soeder/dpa/picture-alliance
6 мая канцлером Германии по итогам повторного голосования стал Фридрих Мерц. Впервые в истории ФРГ парламентарии избрали председателя федерального правительства со второй попытки: первый тур Мерц неожиданно для всех провалил, набрав 310 голосов из необходимых для победы 316. Зато во втором туре, который, не откладывая, провели в тот же день, набрал 325. Предыдущий канцлер Германии Олаф Шольц уже ушел на покой. О том, чем он запомнится немцам и всему миру, в каком состоянии передает дела Мерцу и чего ждать от нового канцлера, «Эксперту» рассказали политологи и ученые-германисты.

«Мерцу достается Германия в состоянии институционального и политического износа»

Владислав Белов
Владислав Белов

Член дирекции, руководитель Центра германских исследований Института Европы РАН, вице-президент международного Общества «Россия — Германия»:

Почему те, кто должен был голосовать за Мерца, не сделали этого в первом туре, мы никогда не узнаем. Кому-то не нравится его план ужесточить миграционную политику, кому-то не по душе тот факт, что он трансатлантист. А кто-то просто не может смириться с тем, что Мерц — богатый человек и летает на частном самолете. Были спекуляции и на тему, что это могли быть обиженные члены фракции, которых Мерц не пригласил в свою администрацию на посты советников.

Да, Фридрих Мерц — отнюдь не стопроцентно популярная фигура ни в бундестаге, ни в собственной партии. Однако все были уверены в исходе голосования — существует же партийная дисциплина. Тем не менее, оно было провалено, впервые в истории ФРГ.

Полагаю, причины у этого казуса не политические, — сыграл свою роль личный фактор. Это была оплеуха Мерцу от тех, кому он не нравится. Удовлетворившись этой пощечиной, парламентарии все же обеспечили ему необходимые голоса.

В целом, политическое наследие, которое Шольц передает своему преемнику — это деградация доверия к правительственным партиям, усталость избирателей и дефицит содержательных предложений. А учитывая коалицию ХДС/ХСС с СДПГ — еще и вызов удержания стабильности при очень разной инерции партийных лагерей. Собственно, ситуация со вторым туром как раз служит ярким тому свидетельством.

Собственно, канцлерство Шольца останется в истории как период затяжного кризиса доверия: со стороны электората, хозяйствующих субъектов, внешнеполитических партнёров. Несмотря на старт с масштабной коалиционной программой с самым большим количеством обещаний по сравнению с предшественниками, правительство Шольца стало символом политической фрагментации, ухудшения экономической конъюнктуры и разочарования в институте канцлера как в фигуре лидера.

К слову, об обещаниях. По подсчетам экспертов Фонда Бертельсманна, «светофорное» коалиционное соглашение ноября 2021 г. содержало 453 обещания. Это примерно на 50% больше, чем коалиционное соглашение в 2018 г. и в 2,5 раза больше, чем в 2013 г. Правительство Шольца смогло реализовать полностью или частично лишь 236 проектов. 98 после развала коалиции находились в стадии реализации, 118 так и не были начаты.

Немецким гражданам Шольц запомнится «канцлером тишины» — человеком, склонным к выжидательной тактике и запаздывающим реакциям. Заявленная им 27 февраля 2022 г. «смена эпох» (Zeitenwende), суть которой состояла в качественном развороте в политике безопасности, осталась во многом декларацией, с непрозрачными решениями, буксующим Фондом модернизации бундесвера и неудовлетворёнными ожиданиями партнёров по Евросоюзу.

Для внешнего мира Шольц остался неубедительным канцлером, который стремился балансировать между трансатлантизмом и европейской стратегической автономией, но в итоге оказался и «вторичным политиком» по отношению к США, и не смог укрепить лидерство Германии в ЕС.

Что касается России, то Шольц унаследовал приличные отношения от Ангелы Меркель и довёл их до кризисного состояния, окончательно заморозив политическую составляющую. Он инициировал и постоянно поддерживал политику санкций ЕС, выступал против прямых контактов, включая срыв многочисленных каналов диалога. Однако делал это не как харизматичный лидер, а как фигура, находящаяся под внутренним и внешним давлением.

Мерцу достаётся Германия в состоянии институционального и политического износа. Внутри страны — кризис хозяйственно-политического и социально-экономического пространства, падение его привлекательности, нарастающая тенденция к деиндустриализации (перемещению энергоёмких производств в другие локации, в первую очередь, в США), отток прямых инвестиций, недофинансирование инфраструктуры, кризис миграционной политики и рост протестных настроений («Альтернатива для Германии», «Союз Сары Вагенкнехт — за разум и справедливость»).

На международной арене Мерц получает наследие санкционной политики, разорванные связи с Россией, вызовы меняющегося соотношения сил в ЕС, украинский конфликт, непредсказуемое и агрессивное поведение Трампа и его администрации. А вдобавок — необходимость принимать жесткие решения в оборонной сфере на фоне военной эскалации в Европе.

Сам по себе Мерц — представитель старой школы ХДС, человек с сильной праволиберальной экономической и внешнеполитической позицией. Он трансатлантист по убеждениям, но прагматик на практике. Его стиль — более директивный и открытый, чем у Шольца, с ориентацией на возвращение порядка и дисциплины в политический процесс. В этом отношении он видит себя тем представителем Евросоюза, который способен найти общий язык с Трампом — несмотря на все различия в менталитете и модели поведения. Не исключено, что Трамп почувствует в Мерце достойного переговорщика, как это случилось в первую каденцию американского президента с Ангелой Меркель.

По отношению к России жесткий политический тон ФРГ сохранится, особенно в публичной риторике. Впрочем, Мерц — не сторонник изоляции от одного из ведущих мировых акторов как самоцели. При подходящей конфигурации — и если появится окно возможностей — он может вернуться к модели «контролируемого перезапуска» точечного диалога, особенно по темам безопасности и экономической стабильности в европейском регионе. Также возможен сдвиг к прагматизму за пределами медийного поля, особенно если будут нарастать усталость от украинского конфликта и его производных, а также давление со стороны бизнеса, руководства отдельных земель, предпринимательских и профессиональных объединений (групп интересов).

«До сих пор в Германии партийную дисциплину нарушать было не принято»

Мария Хорольскаяв
Мария Хорольская

Научный сотрудник Отдела европейских политических исследований Института мировой экономики и международных отношений РАН, автор Telegram-канала о политике Германии «Дверь в стене»:

Непонятно, кто конкретно решил Мерца в первом туре не поддержать, ведь голосование было тайным. Недовольные его кандидатурой есть как в самой ХДС/ХСС, так и среди членов коалиционного партнера — СДПГ. Далеко не все согласны с политикой Мерца, например, с инициативами по миграции. Да и сам он как политическая фигура для современной Германии довольно нетипичен: политики старой формации, да еще и делающие большие деньги в бизнесе, были характерны для Боннской республики. У многих вопросы вызывает его недавнее участие в работе инвестфонда BlackRock, который в Германии часто критикуют за недостаточно этичные инвестиции.

С другой стороны, недовольные кандидатами в канцлеры находились всегда, но до сих пор в Германии партийную дисциплину нарушать было не принято.

Можно предположить, что Мерца не избрали с первого раза не столько из-за его политики, сколько из-за личностного фактора. Многие отмечают сложности в налаживании коммуникации даже внутри собственной партии, которые Мерц, судя по всему, испытывает в том числе из-за своего характера. Его описывают как человека с сильным эго, который бывает несдержан, может резко высказываться или принимать скоропалительные, не всегда продуманные решения.

Впрочем, германской версией Дональда Трампа, несмотря на многие параллели, Мерца назвать нельзя. Все-таки у Трампа колоссальный разрыв со стилям предыдущих администраций, а Германия — это государство компромисса, что очень ярко проявляется в ее политике. Мерц просто не сможет принимать и тем более воплощать какие-то радикальные решения.

Мерцу предстоит разбираться с проблемами роста, наметившимся экономическим спадом, добиваться, чтобы из Германии перестали выводить бизнес, не допустить сокращения автопрома и остальной промышленности, а еще обновлять устаревшую инфраструктуру.

Да, он приходит с амбициозной программой экономического обновления. Но аналитикам и до скандального эпизода с неизбранием в первом туре было понятно, что в полной мере реализовать все это вряд ли получится. Принимая во внимание то, что сегодня произошло в бундестаге, Мерцу будет непросто вдвойне, ведь первостепенной задачей станет укрепление партийной дисциплины и коалиционного единства.

Если говорить о внешней политике, то здесь сильных изменений от Мерца ждать не стоит. Он сохранит приверженность Германии трансатлантическим отношениям и евроинтеграции, продолжит политику и на российском направлении — с поправкой на некоторый прагматизм. Что касается вопросов украинского урегулирования, участия во франко-британских инициативах — Мерц явно поддерживает не все из них. Так, Германия возражает против предложения Эмманюэля Макрона направить на Украину миротворческий контингент. Мерц наверняка это возражение повторит.

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Материалы по теме:
В мире, 4 авг 22:15
На работу авторов в 2024 году потрачено $360 млн
В мире, 21 июл 21:48
Правящий блок Японии впервые за 70 лет потерял большинство в обеих палатах
В мире, 15 мая 19:33
Под удар могут попасть танкеры и предприниматели
В мире, 13 мая 15:10
Губернатор «штата Одинокой звезды» не отдаст землю враждебным иностранцам
Свежие материалы
Грузы не вывозят обязательств
Внедрение «вези или плати» на железной дороге вновь притормозили
Великое переселение продолжается
Города,
Какие демографические тренды определяют развитие мегаполисов
Монстры кино сняли мультфильм
Культура,
В прокат выходит «Доктор Динозавров» от продюсера «Холопа» и режиссера «Садко»