Приобрести месячную подписку всего за 350 рублей
Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Стальное противостояние

«Expert Online» 2011
Фото: ИТАР-ТАСС

АвтоВАЗ намерен резко сократить закупки у «Северстали» автолиста.

АвтоВАЗ намерен в апреле-мае сократить закупки автолиста у «Северстали» и перейти на закупки металлопроката у других отечественных производителей. Об этом в ходе телефонной конференции сообщил журналистам президент тольяттинского автогиганта Игорь Комаров. «Мы намерены с апреля-мая закупать автолист у других поставщиков по ценам значительно ниже, чем предлагает „Северсталь”. На данный момент мы договорились с „Северсталью” о сохранении поставок лишь по монопольным позициям», – сказал он, уточнив, что цена металла по этим позициям поднимется на 12%.

Сейчас компания Алексея Мордашова обеспечивает 60% потребности АвтоВАЗа в автолисте. Автомобилестроители хотят снизить этот показатель до 25%, поскольку не могут договориться с металлургами о цене. В прошлом году меткомбинат дважды повышал отпускные цены на прокат в одностороннем порядке, что вызывало бурю возмущения в Тольятти, и в декабре 2010 года предупредил АвтоВАЗ, что повысит базовую стоимость на автомобильный лист на 2011 год на 30%. Автозавод попробовал урезонить поставщика с помощью Федеральной антимонопольной службы, но ведомство Игоря Артемьева нарушений законодательства в предложении «Северстали» не усмотрело, хотя и пообещало пристально следить за развитием событий.

В «Северстали» же заявляют, что сами планировали снизить поставки автолиста в Тольятти в этом году на 40% по сравнению с прошлым годом (с 200 тыс. тонн до 120-150 тыс. тонн), поскольку им надоело работать с АвтоВАЗом с убытком, который измеряется «двузначными числами» (в компании считают, что и так поставляют АвтоВАЗу автолист значительно дешевле, чем его конкурентам). При этом стороны принципиально не сошлись в арифметике – автозавод заявил, что повышение цены на автолист на 30% может привести к удорожанию цен на автомобили на 3,5%, а металлургическая компания, в свою очередь, подсчитала, что доля металлопроката в стоимости вазовских машин не превышает 4,5%, а значит, для роста цены на них не менее чем на 3% нужно, чтобы цена на металлопрокат от всех поставщиков выросла не менее чем на 70%.

Как бы то ни было, на сегодняшний день между «Северсталью» и АвтоВАЗом подписан договор по поставкам металлопроката только на февраль этого года, хотя Игорь Комаров подчеркнул вчера журналистам, что это «фактически мартовские поставки». А далее, если стороны договорятся до конца этой недели, наступит черед других поставщиков. Их глава АвтоВАЗа не назвал, хотя, очевидно, речь идет о Магнитогорском металлургическом комбинате Виктора Рашникова, который уже обеспечивает 40% потребностей тольяттинского завода в металлопрокате, и Новолипецком металлургическом комбинате (НЛМК) Владимира Лисина. С ММК у АвтоВАЗа и КамАЗа уже заключено соглашение на поставку металлопроката сроком на один год. Детали контракта не разглашаются, но «Магнитка» и раньше поставляла на АвтоВАЗ свою продукцию чуть дешевле, чем «Северсталь». Хотя увеличить поставки автолиста в Тольятти она сможет не ранее лета нынешнего года, когда в Магнитогорске будет запущен «Стан-2000».

С НЛМК же АвтоВАЗ достаточно активно работал несколько лет назад. В 2007 году, например, Новолипецкий меткомбинат являлся основным поставщиком подката 1-й группы на АвтоВАЗ для последующего оцинкования. Однако в 2008 году единственным поставщиком подката в Тольятти стала «Северсталь». НЛМК к тому, чтобы вновь вернуться в Тольятти, в принципе готов – согласно операционным данным компании, ее главный завод – Новолипецкий металлургический комбинат – в 2010 году по сравнению с 2009 годом увеличил реализацию горячекатаного проката на 4,4%, холоднокатаного – на 0,3%, горячеоцинкованной стали – на 78%.

«Северсталь», впрочем, взяла свое на Sollers. Входящий в состав компании Вадима Швецова Ульяновский автозавод (УАЗ), например, на 70% зависит от поставок листового проката «Северстали». И, так же как и АвтоВАЗу, «Северсталь» предложила Sollers увеличить цену на прокат на этот год (правда, на 20%) для ульяновского предприятия. Sollers, естественно, пожаловался в ФАС, но получил тот же ответ, что и АвтоВАЗ, поэтому компании пришлось срочно переносить на УАЗе корпоративный отпуск и распускать людей по домам с 1 февраля (см. «УАЗ притормозил», «Эксперт Online» от 01.02 2011). Но уже на следующий день, 2 февраля, стороны объявили, что подписали соглашение по сотрудничеству до конца 2011 года, в котором установили базовые цены и зафиксировали годовой объем поставок горячекатаного, холоднокатаного, оцинкованного металлопроката и электросварных труб производства ЧерМК «Северсталь» в соответствии с годовой потребностью Sollers. Уровень цен при этом заявлен не был, но, очевидно, Sollers, не имеющему такой мощной лоббистской поддержки, как АвтоВАЗ, пришлось согласиться на условия металлургов. Поэтому 15 февраля УАЗ, как и предполагал  «Эксперт Online», вновь запустил конвейер, надеясь выпустить в этом году 57,2 тыс. внедорожников (в 2010 году было выпущено 55,2 тыс. машин).

Насколько при этом подорожают ульяновские автомобили, станет известно уже в ближайшие дни. Но на этом история не заканчивается – рост мировых цен на сталь пока останавливаться не собирается. А это значит, что при отсутствии экспортных пошлин на автолист цены на него продолжат расти и внутри России.

Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама




    Курс на цифровые технологии: 75 лет ЮУрГУ

    15 декабря Южно-Уральский государственный университет отметит юбилей. Позади богатая достижениями история, впереди – цифровые трансформации

    Дать рынку камамбера

    Рынок сыра в России остается дефицитным. Хотя у нас в стране уже есть всё — сырье, поставщики оборудования и технологии

    Струйная печать возвращается в офис

    Обсуждаем с менеджером компании-лидера в индустрии струйной печати

    Когда безопасность важнее цены

    Экономия на закупках кабельно-проводниковой продукции и «русский авось» может сделать промобъекты опасными. Проблему необходимо решать уже сейчас, пока модернизация по «списку Белоусова» не набрала обороты.

    Новый взгляд на инвестиции в ИТ: как сэкономить на обслуживании SAP HANA

    Экономика заставляет пристальнее взглянуть на инвестиции в ИТ и причесать раздутые расходы. Начнем с SAP HANA? Рассказываем о возможностях сэкономить.

    Аквапарк на Сахалине: уникальный, всесезонный, олимпийский

    Уникальный водно-оздоровительный комплекс на Сахалине ждет гостей и управляющую компанию

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».


    Реклама