Приобрести месячную подписку всего за 350 рублей
Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Экономика

На пике славы

«Expert Online» 2012
Иллюстрация: Эксперт Online

Размещение акций крупнейшей в мире соцсети Facebook стало одним из самых ожидаемых в новейшей истории фондового рынка.

Цена акций Facebook в рамках первичного публичного предложения (IPO) установлена на уровне 38 долларов за бумагу – по верхней границе установленного ранее ценового диапазона в 34-38 доллара. Согласно этой цене на акции, фирма, которой всего восемь лет, будет стоить 104 млрд долларов, или 66 млрд фунтов.

Акции Facebook начнут торговаться на высокотехнологичной американской бирже NASDAQ под тикером FB в пятницу.

Продающие стороны привлекли в ходе IPO около 16 млрд долларов: по итогам предложения в свободном обращении будут находиться 421,23 млн обыкновенных акций Facebook, из которых 180 млн продает сама компания, а 241,23 млн – существующие акционеры. При этом активы компании оценены примерно в 104 млрд долларов.

Первоначально Facebook планировала предложить инвесторам 337 млн акций по цене от 28 до 35 долларов за ценную бумагу. Однако на этой неделе компания повысила ценовой диапазон IPO до 34-38 долларов за ценную бумагу, а существующие акционеры Facebook – Goldman Sachs Group, Tiger Global Management и другие – решили продать инвесторам в сумме на 84 млн акций больше.

По данным СМИ, спрос на ценные бумаги Facebook значительно превысил предложение еще на прошлой неделе, и именно по причине переподписки компания решила закрыть книгу заявок раньше планируемого срока.

Общий объем IPO в 421,23 млн акций не включает в себя более чем 63 млн ценных бумаг, которые в течение 30 дней дополнительно могут продать банки-организаторы. С их учетом сумма IPO может составить около 18,4 млрд долларов, что сделает его одним из самых дорогих IPO в истории США: третьим после Visa и General Motors. Для сравнения, интернет-компания Google в ходе своего IPO в 2004 году была оценена в 23,1 млрд долларов, скидочный сервис Groupon в прошлом году – в 12,7 млрд долларов, Zynga – в 7 млрд долларов, LinkedIn – лишь в 4,3 млрд долларов.

После IPO глава Facebook Марк Цукерберг будет контролировать около 55,8% голосующих акций компании – на 1,5% ниже, чем планировалось ранее. Главным андеррайтером IPO Facebook выступил инвестбанк Morgan Stanley. Цукерберг, который владеет 25% компании, больше всех выиграет от IPO.

«Молодой основатель компании, который до сих пор ходит на работу в свитере с капюшоном, – пишет BBC, – убедил инвесторов в том, что Facebook – это самый дорогой технологичный бизнес, который когда-либо был им предложен». Доходы от рекламы Facebook превышают доходы самой крупной рекламной компании WPP.

Сооснователи Дастин Московиц и Эдуардо Саверин также станут миллиардерами «на бумаге» за одну ночь, как это было с основателем файлообменной пиринговой сети Шоном Паркером.

Американская венчурная компания Accel Partners и русская инвестиционная группа Digital Sky Technologies также имеют значительные доли в Facebook, в то время как Microsoft и фронтмен группы U2 Боно получили шанс получить прибыль от своих инвестиций в компанию.

Опасности и возможности

Публичное размещение акций Facebook является одним из наиболее ожидаемых событий года в интернет-индустрии. В то же время соцсеть добилась высокой оценки со стороны инвесторов, несмотря на ряд рисков своего будущего развития.

Главным из рисков является диверсификация источников дохода – около 80% выручки компания получает от рекламы, а мобильные сервисы соцсети до последнего времени вообще не монетизировались. Кроме того, Facebook испытывает трудности с выходом на перспективные рынки Азии, России и части Европы.

Facebook, как и другим интернет-компаниям, впервые разместившим акции на бирже за прошедший год, еще предстоит доказать инвесторам устойчивость роста своего бизнеса, чтобы добиться роста котировок на бирже.

Например, в случае с Facebook пока без ответов остаются вопросы о способности компании генерировать прибыль и использовать преимущества мобильной платформы телефона. Эксперты полагают, что для того, чтобы оправдать ожидания акционеров, компании нужно будет больше уделять внимания рекламе.

Главный вопрос заключается в том, обеспечит ли Facebook в течение года те объемы прибыли, которых ожидают от него инвесторы.

Социальная сеть изменила способ общения для сотен миллионов людей по всему миру, а также предоставила компаниям новые пути общения со своими настоящими и потенциальными клиентами.

Но 900 млн пользователей Facebook дали компании в прошлом году всего 1 млрд долларов прибыли, и есть опасения по поводу того, намного ли вырастет эта цифра в будущем.

Ряд экспертов высказали сомнения по поводу оценок компании.

«Facebook должна будет генерировать годовой доход в размере 30-40 млрд долларов, для того чтобы оправдать полученные оценки стоимости, – утверждает Виктор Башта из консалтинговой компании Magister Advisors. – А это подразумевает десятикратный рост доходов, и возникает закономерный вопрос: откуда?»

С другой стороны, потенциальный доход от интернет-рекламы огромен. «Мы знаем, что объем рекламной индустрии составляет около 1 трлн долларов по всему миру, – сообщил Мартин Соррелл, исполнительный директор рекламного гиганта WPP. – При этом мы знаем, что интернет-реклама в настоящее время занимает примерно 20% от общей суммы. И мы знаем, что люди тратят почти треть своего времени в интернете в той или иной форме, так что для Facebook есть широкие возможности».

Получение больших доходов от этого рынка является первой ключевой задачей, стоящей перед компанией в условиях сильной конкуренции со стороны подобных Amazon, Apple и Google.

«Мы советуем нашим инвесторам воздержаться, – сообщил BBC президент Gary Goldberg Financial Services Оливер Перш. – Во-первых, мы не знаем, что представляют собой "внутренности" компании, каков ее баланс, поэтому относимся с осторожностью. Мы хотим сначала понять бизнес, чтобы советовать людям вкладывать туда свои средства».

Острие ножа

Facebook определила в качестве основных направлений роста доходов работу с мобильными устройствами, телефонами и планшетными компьютерами, однако наблюдатели говорят, что это будет нелегко.

«Facebook – это святой Грааль для рекламодателей. Он содержит мелочи жизни каждого, всю необходимую информацию – возраст, пол, образование, да все, что вам нужно, – сказал аналитик Эрнест Доку. – Но если так много людей и они "висят" в сети постоянно – очень трудно их заманить и заставить что-то купить».

Вторая большая проблема – не оттолкнуть пользователей при попытке максимизировать доход.

«Компания балансирует на острие ножа между обслуживанием пользователей и пользой для ее инвесторов, – сказал Доку. – Пока что пользователи были на первом месте, а теперь руководству надо задуматься и о выгоде инвесторов».

В 2004 году студент Гарварда Марк Цукерберг создал социальную сеть как площадку для общения студентов университета. Спустя восемь лет число пользователей Facebook превышает 900 млн, более 488 млн пользуются мобильными сервисами соцсети. Ежедневно пользователи сайта загружают более 300 млн фотографий и оставляют около 3,2 млрд комментариев и «лайков».

Выручка Facebook за 2011 год составила 3,7 млрд долларов, за первый квартал 2012 года – 1,06 млрд долларов.

Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама




    Аквапарк на Сахалине: уникальный, всесезонный, олимпийский

    Уникальный водно-оздоровительный комплекс на Сахалине ждет гостей и управляющую компанию

    Инстаграм как бизнес-инструмент

    Как увеличивать доходы , используя новые технологии

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».

    Российский IT - рынок подошел к триллиону

    И сохраняет огромный потенциал роста. Как его задействовать — решали на самом крупном в России международном IT-форуме MERLION IT Solutions Summit

    Химия - 2018

    Развитие химической промышленности снова в приоритете. Как это отражается на отрасли можно узнать на специализированной выставке с 29.10 - 1.11.18

    Эффективное управление – ключ к рынку для любого предприятия

    Повышение производительности труда может привести к кардинальному снижению себестоимости продукции и позволит российским компаниям успешно осваивать любые рынки


    Реклама