Приобрести месячную подписку всего за 290 рублей
Экономика

Виртуальный бизнес показывает реальный рост

«Expert Online» 2013
Фото: Globallookpress

Высшая школа экономики совместно с Российской ассоциацией электронных коммуникаций провела комплексный анализ онлайн-экономики России «Экономика Рунета 2012-2013».

Как отмечается в исследовании ВШЭ-РАЭК, приуроченному к открывающейся 17 октября Неделе российского интернета – RIW-2013, в 2013 году средний рост интернет-экономики России составит 26% к объему прошлого года, что значительно превышает средний рост экономики России в целом, а также многих отдельных сегментов экономики страны. Общий объем интернет-экономики и зависимых рынков эквивалентен 1,3% ВВП (268,7 млрд рублей – электронные платежи и 563 млрд – рынки контента и сервисов). Размеры так называемой экосистемы интернет-зависимых рынков, включающих доступ в интернет, инвестиции в интернет-компании и электронную B2B-коммерцию, составили более 4,3 трлн рублей, что сравнимо с 6,9% ВВП России.

Рост и развитие наблюдается в области услуг по разработке интернет-сайтов, размещению рекламы в интернете, продвижению товаров и услуг в социальных медиа и поисковых системах. В 2012 году объем рынка медийной рекламы составил 19,20 млрд рублей, что на 21% больше, чем в 2011 году. Ожидаемый рост в 2013 году составит еще 16%.

Опережающими темпами растет контекстная реклама: за 2012 год ее объем достиг 37,55 млрд рублей, что составило рост в 55%. В 2013 году она увеличится еще на 28%. Видеореклама за 2012 год выросла на 118%, до 1,74 млрд рублей, и ожидаемый прогноз на текущий год составляет 72%. Поисковая оптимизация за прошедший год набрала 10,24 млрд рублей, что в процентном показателе составило рост на 20%. Почти аналогичный рост (19%) ожидается по итогам 2013 года. Рынок маркетинга и коммуникаций в социальных сетях был оценен на 2012 год в объеме 4,67 млрд рублей, с перспективами роста в 32%.

Онлайн-ритейл в 2012 году увеличился на 28%, до 284,9 млрд рублей. Прогноз роста на 2013 год – 22%. В том числе сегмент онлайн-тревел достиг отметки в 153,20 млрд рублей, что составляет прирост 40% по сравнению с предыдущим годом и прогноз роста 29% в 2013-м. Электронные платежи прибавили 61%.

Как отмечают авторы исследования, «электронные платежи становятся кровеносной системой интернет-экономики, переплетенной со всеми другими сегментами рынка».

В докладе отмечается, что интернет-индустрия в ближайшие пять лет может развиваться по четырем сценариям: инновационному, стабилизационному, негативному и кризисному. Первый возможен на фоне улучшения делового климата и благоприятной экономической обстановки. Государство проведет ряд мер по стимулированию безналичных платежей и развитию внутреннего рынка и вернется к политике невмешательства в регулирование интернета. В полной мере реализуются федеральные и региональные программы, направленные на повышение конкурентоспособности и экономической эффективности российского сегмента сети Интернет с привлечением экспертов, научных деятелей по интернет-проблематике, международных аналитических агентств. При таком сценарии среднегодовой рост рынка до 2018 года составит 35-40%.

Кризисный сценарий может стать реальностью на фоне кризиса мировой экономики и усиления общемировых тенденций к контролю за национальными зонами, через принятие новых законов и на уровне международных организаций (МСЭ и т.п.). «Закрепление "стратегического" статуса телекоммуникационной инфраструктуры может привести к сворачиванию реформирования отрасли, сетевой нейтральности, монополизации национальных рынков и нарастанию конфликтов, связанных с пирингом трафика. Среднегодовой рост рынка до 2018 году в таком случае составит 3-6%, но будет наблюдаться только в отдельных сегментах (например, электронная коммерция)», – поясняют авторы исследования.

Эксперты считают, что интернет-экономика все же останется флагманом роста и в ближайшие годы. Как отмечает генеральный директор FastLane Марина Трещова, «электронная коммерция продолжает быть одной из самых масштабных областей, однако игроки проявляют активный интерес к другим областям интернет-индустрии, предпочитая сильно диверсифицировать инвестиционный портфель». «Многие крупные игроки из офлайна рассматривают возможности дальнейшего развития своего бизнеса в онлайн-пространстве или долгосрочное партнерство с лидерами Рунета», – говорит специалист.

По ее словам, несмотря на то что в целом бурный рост индустрии замедлился, на рынке появилось большое количество новых игроков – онлайн-компаний и инвестиционных фондов, рассматривающих Рунет в качестве приоритетной для финансирования области.




    Реклама

    Эстеты с фабричного двора

    Московская проектная компания «АКРА» демонстрирует новаторский подход к проектированию производственных зданий, стремясь сделать их соответствующими инновационному духу времени и начиная с неочевидного для многих эстетического фактора, за которым скрываются другие нестандартные решения


    Реклама