Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Экономика

Утром квоты вечером суда

«Expert Online» 2016
ИТАР-ТАСС/ Юрий Смитюк

В начале июня депутаты приняли поправки в закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", который долго обсуждали с участием российских рыбаков. Эти поправки предполагают увеличение срока закрепления квот за пользователями с 10 до 15 лет, а также выделение порядка 20% квот на так называемые «инвестиционные цели». Из этих 20% ¾ пойдет под обязательство рыбаков строить новые рыбопромысловые суда на российских верфях, а оставшаяся четверть – на создание рыбоперерабатывающих мощностей.

«Вырезать» эти 20% из общего объема добычи будут не столько за счет его увеличения (никому не нужны проблемы с экологией), сколько за счет оптимизации распределения. Так, власти намерены всерьез бороться с недобросовестными рыбодобывающими компаниями. «В ряде случаев ужесточаются условия, при которых действие права на вылов может быть прекращено. Это происходит, если в течение двух лет предприятия не выбирают более 70% выделенных квот, при этом не менее 70% квоты должно вылавливаться на собственных или зафрахтованных судах. Это позволит избежать цепочки посредников, которых иногда называют «квотными рантье», которые не занимаются собственным промыслом, а только систематически переуступают свои права другим участникам рынка. От таких квот, конечно, рыбы больше не становится», - заявил премьер Дмитрий Медведев.

Раньше, напомним, компании обязаны были выбирать лишь 50% квоты. Кроме того, квоты будут изыматься у российских компаний, которыми де-факто владеют иностранцы.

С перерабатывающими мощностями все понятно. По некоторым данным, из производимой рыбной продукции лишь 10% можно отнести к продуктам глубокой переработки, тогда как более 90% экспорта — эта обычная мороженая рыба. Получается, что основную прибыль от российской рыбы получают иностранные переработчики. Взять хотя бы пример с минтаем. «Российский минтай как сырье – это наиболее конкурентоспособный продукт на мировом рынке. О переработанной продукции этого, к сожалению, сказать нельзя. Вся добавленная стоимость от глубокой переработки российского минтая оседает сегодня в Китае», – заявил представитель Korea Maritime Institute Чжан Хон Сок, который в рамках VI Дальневосточного российско-корейского форума представил целый доклад на эту тему.

Что же касается «квот под киль», то эта идея обсуждалась уже давно, и даже получила поддержку в «Морской доктрине». «Инвестиционные квоты станут отличным стимулом для развития отрасли, помогут более рационально использовать наши биоресурсы, повлияют на развитие смежных отраслей», — подчеркивают в министерстве по делам развития Дальнего Востока. Ведь за счет них можно как минимум поднять судостроительную отрасль

Да, некоторые эксперты из этой отрасли предупреждают, что на российских верфях просто не хватит мощностей для строительства новых судов в рамках инвестиционных квот, особенно учитывая тот факт, что в рамках обсуждаемого закона срок строительства после подписания договора не должен превышать трех лет. За время многолетнего простоя потеряны кадры и компетенции, оборудование морально устарело. Так, на сегодняшний день большие траулеры длиной свыше 80 метров (на которых, по мнению некоторых экспертов, и будут ориентированы инвестиционные квоты) могут строить лишь три верфи, и все они загружены вплоть до 2018 года. Именно поэтому Объединенная Судостроительная корпорация предлагает отсрочить ввод «квот под киль» до 2019 года.

Однако отсрочка может дорого стоить рыбной отрасли. Во-первых, в 2018 году должно пройти новое распределение квот, и к этому времени механизм «квот под киль» должен быть отработан и принят. Во-вторых – и это куда важнее - российские суда устарели не только морально, но и физически. На большинстве из них превышен срок эффективной эксплуатации.

По данным опроса ВЦИОМ, проведенного среди капитанов крупнотоннажных рыбопромысловых судов РФ в конце 2015 года, лишь 15% оценило состояние своих кораблей как отличное или хорошее. 30% ответила «плохое» или «очень плохое». Почти 80% всех опрошенных ВЦИОМ экспертов (куда входят не только капитаны, но и другие представители отрасли) считали, что большая часть судов устарела и их необходимо заменить на новые. Неудивительно, что по объемам и эффективности добычи эти суда иногда в два раза уступают своим иностранным аналогам. При этом с каждым годом рыболовецкий флот все больше устаревает – по расчетам Росрыболовства, уже в 2020 году в России может возникнуть серьезный дефицит рыбопромысловых судов.

Власти, конечно, пытались различными методами привлечь рыбопромышленников к корабелам, однако многие компании не рискуют строить новые корабли, особенно на отечественных вервях. С нынешними процентными ставками и, самое главное, неопределенностью в вопросе продовольственных контрсанкций сложно заниматься долгосрочным планированием. Поправки в закон же облегчают эту задачу. По словам директора по корпоративным коммуникациям Русской рыбопромышленной компании Ильи Власенко, в случае их принятия срок окупаемости новых судов снизится в два раза – с 20-25 лет до 10-12.

Что же касается строительных возможностей, то тут, по мнению экспертов отрасли, может помочь заграница. Да, «квоты под киль» подразумевают строительство судов на российских верфях, однако это не означает, что в этом строительстве не должны принимать участие иностранцы. Так, некоторые южнокорейские бизнесмены уже заявили о том, что компании из их страны готовы продать РФ оборудование и даже передать кадры для создания современных рыбопромысловых судов. Возможно, с российскими верфями будут работать и их коллеги из других стран — например, создавать у себя опытные образцы для дальнейшего их серийного производства в России (а сравнительная дороговизна российских судов по сравнению с иностранными аналогами отчасти объясняется именно отсутствием серийного производства).

В целом в Росрыболовстве считают, что принятие поправок и выделение инвестиционной квоты поможет в деле создания так называемого «Дальневосточного рыбного кластера». Он предполагает создание в регионе (на который приходится до 70% от общего вылова рыбы в стране) современных заводов по переработке рыбной продукции, и в перспективе должен являться важным элементов в деле экономического развития российских дальневосточных территорий.


Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама




    Лидеры ИТ-отрасли вновь собрались в России

    MERLION IT Solutions Summit собрал около 1500 участников (топ-менеджеров глобальных ИТ-корпораций и российских системных интеграторов)

    Химия - 2018

    Развитие химической промышленности снова в приоритете. Как это отражается на отрасли можно узнать на специализированной выставке с 29.10 - 1.11.18

    Опасные игры с ценами

    К чему приводят закупки, ориентированные на максимально низкие цены

    В октябре АЦ Эксперт представит сразу два рейтинга российских вузов

    Аналитический центр «Эксперт» в октябре представит сразу два рейтинга российских вузов — изобретательской и предпринимательской активности.

    Эффективное управление – ключ к рынку для любого предприятия

    Повышение производительности труда может привести к кардинальному снижению себестоимости продукции и позволит российским компаниям успешно осваивать любые рынки


    Реклама