С думой о ближнем и о себе

Спецвыпуск
«Эксперт» №7 (220) 21 февраля 2000
Дороговизна автостраховки - это миф, порожденный нашим невежеством и инфантильностью Думы

Суть страхования автогражданской ответственности (АГО) весьма проста: страховая компания возмещает ущерб стороне, пострадавшей в дорожно-транспортном происшествии (ДТП), если виновником этого ДТП является владелец страхового полиса. Возмещаются при этом расходы как на лечение пострадавших, так и на ремонт автомобиля. Иными словами, купив полис страхования АГО, водитель может относительно спокойно ездить по дорогам, не опасаясь того, что даже за случайное небольшое столкновение с другим автомобилем он должен будет выплатить значительную сумму.

Оплот страховой демократии

В большинстве зарубежных стран АГО занимает второе место по величине собранной премии после страхования жизни. У нас эта статистическая закономерность нарушается: по оценкам экспертов, полис страхования АГО в Москве имеют не более 7-8% водителей (в целом по стране этот показатель вряд ли превышает 1%). Понятна и главная причина этого "парадокса": Россия - одна из немногих европейских стран, где этот вид страхования до сих пор не является обязательным. Даже у наших соседей по СНГ, Белоруссии и Украины, каждый автовладелец ежегодно должен платить страховые взносы. Правда, в этих странах они символичны, так что выплачиваемая при аварии сумма обычно несопоставима с реально требующимися расходами на ремонт автомобиля или лечение пострадавших.

Но у нас нет и этого. В случае аварии каждый остается один на один со своей бедой. Потерпевший вынужден самостоятельно пытаться получить с виновника возмещение ущерба. Удача в этом деле напрямую определяется его "рэкетирскими" талантами. А виновник зачастую не только лишается всех своих накоплений, но и влезает в долги, а иногда даже вынужден продавать свое имущество.

Наиболее "популярной" аварией в Москве является удар сзади. По оценкам специалистов, стоимость необходимого ремонта в этом случае составляет при повреждении отечественного автомобиля 100-300 долларов, а при повреждении иномарки - 500-1500 долларов. И это когда повреждены лишь бампер, панель и фонари! Если же необходимо менять крылья и имеются значительные повреждения кузова, стоимость ремонта отечественных машин достигает 1500 долларов, а иномарок - 5000 долларов. Но и это еще не все: за повреждение фонарного столба, светофора, информационного указателя или дорожного знака вам придется выплатить в среднем 50-400 долларов, а за лечение пострадавшего - от 100 до 5000 долларов.

Все эти цифры - лучший аргумент в пользу страхования АГО. Однако большинство автомобилистов считает страховку слишком дорогим удовольствием: ежегодно платить 8-20% стоимости машины довольно накладно. При этом зачастую они не догадываются, что это плата за комплексную страховку. Если же страховать только свою ответственность (в конце концов, главное расплатиться с кредиторами, а со своими потерями можно и смириться), то вполне можно вписаться в 100, максимум 150 долларов. Ну а если бы страховались все поголовно, то и комплексная страховка подешевела бы почти на треть.

Логичных аргументов против принятия закона об о