Особенности национального бизнеса

Спецвыпуск
Москва, 17.07.2000
«Эксперт» №27 (240)
Советы тем, кто собирается вести дела в Китае

Бизнес на Востоке имеет ряд особенностей культурного и психологического порядка. Японцы, корейцы, китайцы, вьетнамцы существенно отличаются от европейцев и американцев в стиле ведения переговоров, тактике и приемах изучения будущего партнера. Это просто особый мир со своими правилами, традициями и привычками, своим образом мышления и своими устоями.

Китайцы - наиболее известные "хитрецы" среди деловых людей Азии. Многим европейцам китайские бизнесмены кажутся непревзойденными пройдохами, другие находят их наивными и "простыми", как дети. Истина, как обычно, находится посередине.

Одежда

Отправляясь на переговоры с китайцами, не бойтесь показаться богатыми - богатство и дорогие вещи очень престижны в Китае. Но при этом старайтесь максимально придерживаться делового стиля, избегая излишеств в одежде и особенно в украшениях. Деловым женщинам (и женам) следует избегать чрезмерно откровенных декольте и вызывающих юбок выше колен. Экстравагантность в одежде делового человека может вызвать различные неадекватные реакции у китайского партнера по переговорам, в особенности при первой встрече.

Место переговоров (в Китае)

Китайцы любят назначать место переговоров у себя в конторе или в переговорных залах различных публичных мест (гостиницы, рестораны, бизнес-центры). Если приоритет выбора и назначения места переговоров принадлежит китайцам, будет уместно поинтересоваться у противной стороны, где именно они назначают встречу, что это за место, какова будет полная программа проведения переговоров. Китайцы имеют обыкновение совмещать переговоры с последующим приемом пищи. Отказываться от этого не всегда удобно. Лучше всего узнать об этом заранее. Когда во время переговоров вас поставят перед фактом и последующий поход в ресторан станет для вас полной неожиданностью, вам нелегко будет отказаться и, самое главное, быть понятыми китайцами. Прием пищи в Китае - часть переговорного процесса, и отказ иногда воспринимается как оскорбление (особенно если обед или ужин уже заранее заказаны и оплачены).

Если четкого разграничения обязанностей по выбору места переговоров между сторонами нет и вы не чувствуете себя стесненными в праве выбора такого места, то лучше выбрать что-то наиболее подходящее вам по стилю и привычкам. Обычно, если место переговоров назначается российской стороной, это вызывает уважение у китайского партнера. Особенно если оно в западном деловом стиле (специальные комнаты переговоров при гостиницах, бизнес-центры для иностранцев, российские учреждения за рубежом). При первом знакомстве от места встречи во многом зависит дальнейший ход переговоров и отношение китайской стороны: например, если китайцы понимают, что вы заплатили очень большие деньги за аренду апартаментов, или когда встреча происходит на территории дипломатических учреждений. Это обязывает китайцев к серьезному настрою и дает вам дополнительные козыри в плане психологического воздействия на партнера.

Место переговоров (в России)

Китайцы, приехавшие в Россию, настроены выяснить уровень вашей сост

У партнеров

    «Эксперт»
    №27 (240) 17 июля 2000
    Война власти с бизнесом
    Содержание:
    Обзор почты
    Тема недели
    На улице Правды
    Реклама