Саммит решит судьбу "нефтяного моста"

Спецвыпуск
Москва, 17.07.2000
«Эксперт» №27 (240)

Говорить о глобальной зависимости России от экспорта нефти и газа - пересказывать всем известный факт. Не секрет и то, что практически весь поток нашего экспорта нефти и газа идет в западном направлении - туда, где Россию сейчас особенно не жалуют, пеняя нам на Чечню и свободу слова. Куда податься российской нефти, если страна, не дай бог, вдруг окажется в положении Ирака? Есть такой регион. Это Китай.

Накануне визита президента Владимира Путина в Пекин российское правительство одобрило проект соглашения о сотрудничестве с Китаем в области энергетики. В соответствии с проектом предусматривается строительство трубопровода для поставок нефти из России в Китай, причем особо оговаривается возможность поставок нефти и в третьи страны. Существенно, что в проекте соглашения обе стороны впервые допускают, что в дальнейшем российская нефть может экспортироваться через морские порты КНР.

За этим документом стоят несколько лет международных интриг и жестких переговоров, в которых при содействии российского посольства в Пекине участвовала представлявшая интересы России нефтяная компания ЮКОС.

Запад не поможет...

Зависимость России от вывоза энергоресурсов является критической - до 70% ее экспорта по стоимости приходится на нефть и газ. При этом практически весь поток углеводородов идет в западном направлении, что делает страну особенно подверженной колебаниям международной политической конъюнктуры: главный нефтеналивной терминал России находится в латвийском городе Вентспилсе. Учитывая, что внешняя и внутренняя политика Латвии отличается русофобией, сохранение статус-кво ставит Россию в опасную зависимость от настроений латвийской политической элиты.

Терминал в литовской Бутинге оставляет российским компаниям возможность давить на вентспилсские власти в плане сокращения тарифов, но не гарантирует российской нефти стопроцентной безопасности в ее пути на Запад. В случае, если Европарламент попробует реализовать угрозу частичной блокады России из-за нарушений прав человека в Чечне и это решение будет поддержано правительствами европейских стран, Латвия и Литва будут первыми, кто перекроет вентиль.

Черноморское направление в этом отношении еще более рискованно: Турция в одностороннем порядке ограничивает проход по Босфору крупнотоннажных танкеров, нарушая один из фундаментальных договоров, регулирующих судоходство, - Конвенцию Монтрс, - и никто, кроме России, особенного внимания на это не обратил. Российские нефтяные компании, в том числе и ЮКОС, работают еще над одним путем поставки российской нефти на Запад - адриатическим, через хорватский порт Омишаль, но пропускные возможности этого порта ограничены.

Ослабить зависимость от западного направления российского нефтяного экспорта способна Балтийская трубопроводная система, но ее будущую пропускную способность выдающейся не назовешь - всего 16 млн тонн, что почти наполовину закрывается нефтью из Печорского бассейна.

Ныне существующая пропускная способность российской трубопроводной системы тоже не безгранична - она "зап

У партнеров

    «Эксперт»
    №27 (240) 17 июля 2000
    Война власти с бизнесом
    Содержание:
    Обзор почты
    Тема недели
    На улице Правды
    Реклама