Работа над ошибками

Законопроект о налоге на прибыль становится более удобным для бизнеса

На прошлой неделе Госдума приняла в первом чтении главу Налогового кодекса, посвященную налогу на прибыль. За последние полгода этот законопроект был изрядно переработан, причем во многом к лучшему для бизнеса. Большинство нареканий предпринимателей к первоначальному варианту главы удалось снять. Так, например, в нем сохранен действующий сегодня порядок ускоренной амортизации взятого в лизинг оборудования (ст. 260, п. 10). Проект документа, подготовленный правительством осенью прошлого года, такой льготы не предусматривал, что автоматически означало смерть отечественного лизинга ("Эксперт" писал об этом в N39 за прошлый год).

Существенной переработке подверглись статьи, посвященные амортизации. Как и в первоначальном варианте, все амортизируемое имущество будет делиться на группы, но групп этих стало двенадцать вместо семи. Кроме того, и это главное, группы амортизируемого имущества теперь формируются в зависимости от срока полезного использования, а не от назначения, как предполагалось в первоначальном варианте (когда в одной группе транспортных средства оказались легковой автомобиль и самолет). Причем право отнесения того или иного имущества к конкретной группе предоставляется самому налогоплательщику.

В текст законопроекта вернулась (пока на ближайшие пять лет) инвестиционная льгота в виде налогового вычета (ст. 276, п. 7), по поводу которой велись дебаты между парламентом и правительством. Еще один дискуссионный вопрос, льгота на рекламу, стал предметом горячих споров, на наш взгляд, из-за нечетких формулировок. Действительно, пп. 25 п. 1 ст. 266 позволяет вычитать из налогооблагаемой базы "расходы по рекламе производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг) включая участие в выставках и ярмарках". Основная претензия к этому положению - оно не позволяет однозначно сделать вывод о включении в состав рекламных расходов имиджевой рекламы, которая не связана непосредственно с конкретным товаром. Однако п. 4 той же статьи разъясняет, что же именно относится к расходам на рекламу. Довольно широкий перечень всевозможных рекламных затрат вполне позволяет осуществлять в рамках этого закона имиджевую рекламу любой компании независимо от вида деятельности.

Документ предоставляет налогоплательщику право вычитать из налогооблагаемой базы любые расходы при условии, что он может доказать их обоснованность и необходимость. "Основной плюс этого закона заключается в том, что список расходов, подлежащих вычету из налогооблагаемой базы, действительно охватывает все мыслимые расходы: от оплаты труда и материальных затрат до расходов на рекламу и судебных издержек, от представительских расходов до затрат на подготовку и переподготовку персонала, - считает председатель комитета Государственной думы по развитию ипотечного кредитования Иван Грачев. - И этот список открыт. Налогоплательщику надо только доказать обоснованность расходов".

Налоговая ставка устанавливается в размере 35%, в том числе и для банков, прибыль которых облагается сегодня по

У партнеров

    «Эксперт»
    №14 (274) 9 апреля 2001
    Президентское послание
    Содержание:
    Обзор почты
    Международный бизнес
    Наука и технологии
    Реклама