Кто купит лимон?

Русский бизнес
Москва, 23.04.2001
Околоконтрольный пакет акций "Росгосстраха" может быть продан в интересах крупнейшей перестраховочной компании мира - немецкой Munich Re

Две недели назад правительство объявило о продаже госпакетов акций девятнадцати предприятий. Очередную "большую распродажу", от которой государство собиралось выручить 3 млрд рублей, или более 300 млн долларов, можно, конечно, объяснить лишь проблемой наполнения бюджета, проблемой выплат по внешнему долгу и прочими неотложными фискальными надобностями. Однако одно из приватизируемых предприятий - компания "Росгосстрах", стыдливо попавшая в самый конец "продажного" списка, странным образом выбивается из общей картины. Если для прочих продаваемых компаний есть очевидные заинтересованные покупатели, готовые выложить за них приличные деньги, то для "Росгосстраха" таковых по здравом размышлении не находится вовсе. Означает это лишь то, что составители злосчастного списка, включив в него "Росгосстрах", выдали себя с головой: продажный список, похоже, формировался из соображений, далеких от наполнения бюджета, и под вполне конкретных покупателей.

Хотите обоснований? Пожалуйста.

Сто лимонов, кислых на вкус

Правительство решило продать 50% минус одну акцию "Росгосстраха" - государственной компании, наследницы советского "Госстраха", обладателя разветвленной филиальной и агентской сети. "Росгосстрах" включает в себя 76 территориальных управлений и ряд дочерних компаний, около 2,5 тысячи отделений и агентств во всех регионах России и дает работу 40 тысячам страховых агентов. Аналога столь разветвленной филиальной и агентской сети нет не только в России, но и, судя по всему, в Европе.

На первый взгляд "Росгосстрах" представляет бесспорный интерес для любой страховой компании, российской или иностранной. Только представьте себе: одномоментная покупка выведет любого покупателя в лидеры рынка если не навечно, то на десятилетия вперед! Кроме того, в регионах "Росгосстрах" имеет хорошо узнаваемый брэнд, так что новый владелец, просто переналадив работу бывшего социалистического монстра, может стать сильнейшим страховщиком в регионах.

Однако давайте рассуждать трезво. Две тысячи агентств "Росгосстраха", раскиданные по всей стране, - это хороший козырь в конкурентной борьбе. Но вот вопрос: все ли эти агентства, работавшие при социализме, дожили до сегодняшних дней? По запросу одного из авторов статьи квалифицированные специалисты "Росгосстраха" не смогли предоставить данных о фактических адресах этих офисов и их действующих телефонах. Более чем по половине из заявляемого "Росгосстрахом" числа филиалов есть обоснованные сомнения в их реальном существовании! А ведь агентства - основа сети компании.

Идем дальше. Сорок (по другим данным - даже пятьдесят) тысяч страховых агентов. Не надо и сомневаться, что в головной компании не располагают данными о степени эффективности работы каждого. Большая часть из них - люди предпенсионного или пенсионного возраста, работающие в компании много лет. За это время страховой маркетинг сильно изменился, и многим агентам "Госстраха" (за исключением дочерних компаний в Санкт-Петербурге и Подмосковье) будет очень трудно конкурировать с

У партнеров

    «Эксперт»
    №16 (276) 23 апреля 2001
    Локальные конфликты
    Содержание:
    Международный бизнес
    Наука и технологии
    На улице Правды
    Реклама