Наследники Кукрыниксов

Культура
«Эксперт» №32 (292) 3 сентября 2001

В Музее политического плаката (филиал Музея современной истории России) проходит выставка "Новые имена современного плаката". Экспозиция расположена так, что посетитель волей-неволей должен пройти путем истории - мимо окон РОСТа, "зовущей" Матери-Родины, "бдящей" работницы и златых пашен с мускулистыми комбайнерами. Современные плакаты отличает их политическая оппозиционность (ведь раньше плакат исправно служил власти) и цветовая сдержанность (рушится стереотипное представление, что "плакат должен быть ярким").

"Новые имена" обличают все и без разбору не без мрачноватого юмора. Война - это плохо: стоят силуэты солдат - вроде как мишени, но разделенные пунктиром, как туши в мясной лавке. Наркотики - тоже плохо: фотография птичьего скелетика, застрявшего в сетке-рабице, олицетворяет наркомана в сетях торговцев. И индивидуальный номер налогоплательщика (ИНН) - плохо: об этом мистическая серия плакатов со слоганом "Зачем вам имя, у вас теперь есть номер", номер написан, высвечен или выгравирован на лбу у героя плаката.

Плакатисты не замыкаются на социальных проблемах. НАТО - плохо! И в лучших кукрыниксовских традициях из буквы "О" вылупляется то ли Годзилла, то ли крокодил. Один из авторов утверждает, что, покупая американские сигареты, мы финансируем госдепартамент США, оплачиваем патроны, которыми убивают сербских детей! Особая тема критики - "доллар в России" - раскрыта уже совсем по-советски. Злокозненная бумажка появляется то в виде флага на куполе сената, то сам знак превращается в рыболовный крючок. Смешнее всего то, что дипломанты конкурса получают по 50 ненавистных долларов, а победитель - 500.

Впрочем, плакат-победитель, его автор Игорь Верепет, существенно отличается от остальных. Он весьма незатейлив: сфотографирован годовалый карапуз, тянущийся за яблоком, и подписано: "Мой ребенок". Выбор победителя характеризует всю нынешнюю ситуацию в жанре: пока на плакат нет заказа Власти, нет стиля, не придумана стратегия, большинство молодых художников растрачивают свою желчь, талант и потенциал, цепляясь и целясь во что ни попадя. Побеждает же тот, кто занят своей, личной историей. Если верепетовского "Ребенка" повесить над Пушкинской площадью - он прекрасно сработает как социальная реклама.