Розничная победа

Международный бизнес
«Эксперт» №8 (315) 25 февраля 2002

В 2001 году американская розничная торговая сеть Wal-Mart опередила по объемам продаж нефтяную компанию Exxon-Mobil, которая ранее единолично возглавляла список крупнейших по этому показателю корпораций мира. В прошлом году продажи Wal-Mart выросли на 13,8% и достигли 217,8 млрд долларов. Согласно годовому отчету Exxon-Mobil, в 2001 году доходы компании составили "лишь" 213 млрд долларов. По рыночной капитализации Wal-Mart только чуть-чуть не дотянула до Exxon-Mobil - 266 млрд против 267 млрд долларов. Успех Wal-Mart покажется еще более убедительным, если учесть, что в четвертом квартале 2001 года продажи компании выросли на 13,5% - до 64,21 млрд долларов, а ведь конец прошлого года был очень тяжелым для американской экономики.

Стремительный рост продаж Wal-Mart на фоне постоянно объявляющих о своих потерях американских производителей автомобилей, компьютеров и т. п. объясняется несколькими причинами. Во-первых, Wal-Mart продает уцененные товары (компания является крупнейшим в мире дискаунтером), которые, даже несмотря на общее падение спроса в США, отлично раскупаются. Во-вторых, Wal-Mart сумел воспользоваться серьезными проблемами своего главного конкурента - торговой сети Kmart, которая в конце января начала процедуру добровольного банкротства. После закрытия 500-700 магазинов Kmart доходы Wal-Mart в этом году скорее всего и вовсе взлетят до небес. А ничего не производящая "простая торговая компания" станет безусловным лидером американского бизнеса.