Журналисты обокрали Сочи

Русский бизнес
«Эксперт» №8 (315) 25 февраля 2002

После сообщений по российскому телевидению о том, что в Сочи из-за снегопадов вышли из строя линии электропередачи и город полностью остался без электроэнергии и теплоснабжения, сочинский турбизнес потерял полмиллиарда рублей. По свидетельству туроператоров, от традиционных зимних туров в Сочи отказались, насмотревшись ужасов, пять тысяч человек. То есть треть от обычного числа отдыхающих.

Телевизионщики, по словам мэра города Сочи Леонида Мостового, в подаче материала допустили некоторые преувеличения: повествуя о курорте Сочи, национальные телеканалы показывали заснеженное Туапсе. А, как говорят ведущие менеджеры гостиниц и здравниц, потрясения, подобные туапсинским, Сочи вообще не грозят: все здания защищены от любых природных невзгод, даже от землетрясений. В случае ЧП каждый объект переключается на автономное электроснабжение.

Первый раз от "плохих новостей" черноморская жемчужина пострадала десять лет назад. Тогда сочинский туризм подкосила война в Абхазии: в 1993 году Сочи посетили всего 850 тыс. человек, а не привычные 4 млн отдыхающих. После распада СССР и введения украинской валюты на территории Крыма (главного сочинского конкурента) дела единственной российской черноморской здравницы пошли было на лад. Но в 1996 году крымские туроператоры организованно сбросили цены на свои услуги, у Сочи не было сил противостоять демпингу, и город-курорт потерпел полное фиаско в конкурентной борьбе. Снова приток туристов Сочи ощутил лишь после кризиса 1998 года. Немало поспособствовал этому и Владимир Путин, продемонстрировавший на трассах Красной Поляны, вблизи Сочи, свое мастерство катания на горных лыжах. Сегодня сочинские туроператоры видят свою задачу в фундаментальной перестройке бизнеса - им необходимо переориентировать свои ресурсы с санаторного обслуживания на элитное гостиничное. Ежегодно в Сочи строится по две-три новых гостиницы более чем на двести номеров каждая. Активнее всех ведет себя на сочинском рынке "Газпром" - ему уже принадлежит сеть гостиниц, в которую входят три элитных комплекса - "Рэдиссон SAS Лазурная", "Пик-отель" в Красной Поляне и "Парк-отель" в центре города.