Медицинский супермаркет

Русский бизнес
«Эксперт» №2 (356) 20 января 2003
Генеральный директор первой отечественной частной многопрофильной клиники "Семейный доктор" Владислав Тимохин и ее медицинский директор Андрей Резе считают, что медицина - это хороший бизнес, который можно делать и в нашей стране. Причем по высоким западным стандартам

Российская система здравоохранения переживает кризис. По данным Минздрава РФ, динамика заболеваемости ВИЧ, гепатитом В и другими инфекционными заболеваниями в России в последние три года составляет почти 100% - на порядок больше, чем, например, в Аргентине или в странах Восточной Европы. О кризисе свидетельствует и троекратное увеличение по сравнению с 2001 годом количества судебных исков от населения к государственным лечебно-профилактическим учреждениям (ЛПУ) за врачебные ошибки.

Система здравоохранения начала буксовать еще в советские времена: в начале 80-х годов академик Николай Амосов писал: "80% операций в нашей стране делается не по показаниям". "Причем врачебные ошибки часто происходят отнюдь не по причине низкой квалификации врачей, - говорит сегодня по этому поводу Леонид Меламед, исполнительный директор страховой компании РОСНО, - ошибки происходят по вине кризиса здравоохранения: больному нужно сделать обследование, а в больнице нет нужного диагностического оборудования, расходных материалов - и его не делают. В итоге момент развития заболевания упущен и человек оказывается инвалидом или даже умирает. Закономерно спросить: кто за это отвечает?"

Уже стало общим местом утверждение, что проблему ответственности перед пациентом может решить только частная медицина, которая пока развивается в нашей стране крайне вяло. Становлению медицинского бизнеса в России мешает теневой рынок платных услуг государственных ЛПУ, а также менталитет россиян, привыкших лечиться в государственных поликлиниках. Сегодня ведомственные и бывшие номенклатурные больницы составляют порядка 70% рынка платной многопрофильной медицины. Остальная часть рынка - клиники, которые строят страховые компании для своих клиентов. И существует только одна "рыночная" многопрофильная поликлиника - "Семейный доктор", созданная частными лицами и ориентированная исключительно на коммерческого клиента.

Знакомство с этой поликлиникой вызвало в памяти кадры "мыльного" сериала "Скорая помощь": те же стеклянные двери в коридорах, хромированный глянец стен, современная мебель, навороченная медицинская техника в кабинетах (некоторые из них, например лор-кабинет, своим убранством напоминают кабину космического корабля). Антураж поликлиники на первый взгляд мало чем отличается от офиса топ-менеджера какой-нибудь крупной компании. По словам менеджеров поликлиники, ее интерьер является продолжением интерьера, в котором живут и работают их клиенты. Но не это главное. "Сегодня мы, без хвастовства, первый чисто рыночный объект многопрофильной медицины в России, - говорит Владислав Тимохин, генеральный директор поликлиники 'Семейный доктор', - за нами не стоят естественные монополии, ведомства, банки или страховые компании. Наша цель - доказать, что медицина - это просто хороший бизнес, который можно делать в нашей стране. Причем по высоким западным стандартам".

Наши собеседники - Владислав Тимохин и Андрей Резе - доказывают это уже год: именно столько существует поликлиника. В медицинском бизнес

В России частные медицинские учреждения составляют всего 1% от общего числа лечебных заведений. Из них более 90% - небольшие специализированные медицинские центры (урологические, стоматологические, центры эстетической медицины и т. д.). Остальная часть приходится на многопрофильные клиники, построенные в основном крупными компаниями и корпорациями, для которых медицинский бизнес не является основным. Слабое присутствие частных многопрофильных клиник на рынке объясняется, во-первых, высокой капиталоемкостью строительства и, во-вторых, большой конкуренцией со стороны государственных поликлиник и больниц, которые также оказывают платные услуги, но по более низким ценам.