Коридор интеграции

Спецвыпуск
«Эксперт» №23 (377) 23 июня 2003

Российская группа компаний "Вагна Шипинг" совместно с казахстанской корпорацией "Зерновая индустрия" вложили в строительство Астраханского зернового терминала более 5 млн долларов. Уже осенью терминал начнет переправлять казахстанское зерно главному зарубежному потребителю - Ирану. Его мощность - 650 тыс. тонн зерна ежегодно.

Рядом с Астраханью находятся крупные зерновые области Казахстана, и соседям удобно переправлять зерно через здешний порт. Тем более что собственных терминалов в Казахстане недостаточно.

Группа компаний "Вагна" работает в развивающемся транспортном коридоре "Север-Юг" не первый год. Еще в 1993 году, с появлением на Каспии первого частного судна, компания начала развиваться в замкнутом, как тогда многим казалось, Каспийском бассейне. Сегодня в состав "Вагны" входят собственный сухогрузный и специализированный флот, портовые терминалы. Компании группы предоставляют экспедиторские, агентские и другие услуги в северных портах Ирана и в порту Астрахань, а на каспийском участке "Север-Юг" полностью обеспечивает обслуживание и морского транспорта и грузоперевозки.

Для дальнейшего расширения географии перевозок компания намерена продлить свои транспортные маршруты до Индийского океана, объединившись с иранскими и индийскими транспортниками. От порта Мумбай (Индия) до порта Бендер-Аббас (юг Ирана) грузы перевозит индийско-иранская компания Irano-Hind, затем через Иран с помощью ирано-российской компании "Ирсотр" груз автотранспортом идет до порта Анзали (север Ирана); дальнейший транзит по Каспию и доставку до Москвы обеспечивают предприятия группы "Вагна". По новому коридору грузы в контейнерах доставляются всего за 30 суток, то есть почти вдвое быстрее, чем по традиционному маршруту из Индии в Россию через Суэцкий канал вокруг Европы. За три года иранские, индийские и российские партнеры перевезли более 1000 контейнеров в двадцатифутовом эквиваленте.

Но есть и проблемы, которые сдерживают рост транзитных перевозок и привлечение дополнительного грузопотока. Одна из них - отсутствие регулярного контейнерного сообщения на каспийском участке маршрута. Чтобы решить эту проблему, российские и иранские транспортники Каспия при поддержке Минтранса РФ и региональных властей создали судоходную контейнерную линию Liv Line (в состав этой линии входят четыре спецсудна вместимостью до 70 контейнеров), основным участником которой стала группа "Вагна". Неизменность тарифов и скорость движения привлекли на линию до 70% всего контейнерного оборота между северным Ираном и портом Астрахань.

Однако, по мнению специалистов группы компаний "Вагна Шипинг", серьезным стимулом для дальнейшего развития транзитных перевозок станет оптимизация баланса потоков экспортных и импортных грузов между Россией и Индией - сейчас превалирует импорт. Для сбалансированности грузооборота необходимы действия со стороны государства: в лице Государственного таможенного комитета - по льготам в таможенном оформлении грузов, следующих по новому коридору, в лице Минтранса - по соз