Синергия экологии и бизнеса

Рейтинг
«Эксперт» №43 (443) 15 ноября 2004
Место российских лесопромышленных компаний на международном рынке зависит от того, насколько быстро инвесторы поймут: инвестиции в экологию выгодны
Синергия экологии и бизнеса

Всего год назад рейтинговое агентство "Эксперт РА" начало присваивать экорейтинги компаниям отечественного лесопромышленного комплекса (ЛПК). За этот короткий срок экорейтинг зарекомендовал себя как эффективный инструмент коммуникации между компанией и заинтересованными сторонами - потребителем, инвестором, экологом. Прошедший 21 октября в Москве "круглый стол" на тему "Экологическая ответственность бизнеса. Роль экологических рейтингов" подтвердил: экологическая тематика уже рассматривается компаниями ЛПК не как предмет обсуждения с МПР РФ или экологами, а как элемент бизнес-процесса - наравне с вопросами повышения качества продукции, расширения сбыта и выстраивания логистики.

Пробьются экологически чистые

Еще год назад мы писали о том, что отсутствие внимания к экологическим проблемам постепенно закрывает для российского ЛПК западные рынки сбыта продукции - из-за несоответствия высоким европейским экологическим и социальным стандартам. Практика показывает, что эти, казалось бы, второстепенные мотивы выходят на первый план при принятии решений о закупках российских товаров крупными зарубежными производителями. По словам Леонида Сироткина, директора по экологии ОАО "Волга", одного из крупнейших производителей бумаги в России, в свое время крупный потенциальный партнер из Германии сказал при встрече с российскими менеджерами компании: "Если вы мне покажете хотя бы один рулон бумаги, изготовленной из сертифицированной древесины, у меня будет совесть чиста, и я смогу заключить с вами контракт". Сейчас клиентами ОАО "Волга" являются Axel Springer, Gusco, Korimpeks, но прежде чем заключить с ними контракты, руководству компании пришлось потратить огромные усилия на изменение всей системы работы с поставщиками.

Того объема экологически чистой продукции, которую производит "Волга" и ряд других предприятий отрасли, недостаточно, чтобы удовлетворить потребности расширяющегося экологически чувствительного рынка, и это приводит к росту иностранных инвестиций в ЛПК. Казалось бы, российские лесопромышленники имеют все шансы на получение части этих средств, однако иностранные инвестиции направляются не в покупку и реконструкцию существующих предприятий, а в строительство новых. Собственные производства в России уже открыли Stora Enso, Kronospan и ряд других крупнейших компаний. Не секрет, что адаптация еще советского предприятия к технологическим и экологическим требованиям западных компаний часто обходится существенно дороже, чем постройка завода аналогичной мощности с нуля. К тому же такая схема страхует иностранных владельцев от весьма вероятных конфликтов с прежними собственниками.

Несмотря на то что иностранные инвестиции в строительство новых мощностей приводят к вытеснению ряда отечественных производителей с рынка, в ЛПК такая конкуренция эффективна. Большинство небольших деревообрабатывающих и целлюлозно-бумажных комбинатов не могут поставлять на рынок конкурентоспособную продукцию. Ведущие же предприятия российского ЛПК приход иностранцев при одновре