Год открытых дверей

Политика
«Эксперт» №3 (450) 24 января 2005
Тверской области достался необычный губернатор - московский миллионер. Его команда делает ставку на рост за счет прямых инвестиций

Когда 21 декабря 2003 года Дмитрий Зеленин, бывший топ-менеджер "Интерроса", выиграл губернаторские выборы в Твери, у большинства наблюдателей это вызвало удивление. Всего за два месяца до выборов очень немногие видели фаворита в этом слегка застенчивом человеке в квадратных очках. К началу предвыборной кампании о Дмитрии Зеленине тверичам было точно известно лишь то, что он москвич и богач. Не лучшая предвыборная рекомендация, особенно на фоне электорального провала правых и активного "равноудаления от власти" акционеров крупнейших компаний. Однако за короткий срок Зеленину удалось убедить жителей Тверской области в двух, как оказалось, ключевых вещах: именно его поддерживает центральная власть - и именно с ним в область придут деньги.

Политическая лояльность и экономический рост - эти два обещания, позволившие выиграть выборы, Зеленину нужно выполнять, и он это прекрасно понимает. Развитие подопечной ему губернии он связывает с решением задачи превращения экономических слабостей в конкурентные преимущества.

Область неиспользованных возможностей

Конкурентных недостатков у области хватает, а вот сильные стороны, мягко говоря, в глаза не бросаются. Согласно данным рейтингового агентства "Эксперт РА" за 2004 год, Тверская область наряду с Удмуртией, Чувашией и двумя десятками других областей характеризуется "умеренным риском" и "пониженным потенциалом". Самые полезные ископаемые в тверской земле - глина и песок, две трети территории занимает лес. Ни одна компания всероссийского масштаба тут не базируется. "Здесь нет предприятий-гигантов, - с сожалением констатирует Зеленин, всего два года назад работавший заместителем гендиректора 'Норникеля', - а из трех самых крупных два - Калининская и Конаковская электростанции - работают не на наш регион".

Потребительский рынок области - тоже не самый перспективный: полтора миллиона человек со средней зарплатой в пять тысяч рублей разбросаны по пространству, по площади превышающему Бенилюкс. До Москвы - всего 160 километров, поэтому потребительские цены завышены по сравнению с доходами, а талантливые и самые энергичные тверичи сплошь и рядом едут работать в столицу, что тоже не способствует развитию местного бизнеса.

В целом речь идет о довольно типичном для Европейской части России регионе, где нет очевидного мотора для роста.

Новая губернаторская команда, однако, смотрит на ситуацию с другой точки зрения. Зеленинские менеджеры воспринимают незаселенные леса, низкий уровень индустриализации, недостаток инвестиций и скромные зарплаты как пространство для развития. "Мы стараемся все это рассматривать конструктивно, не как недостаток, а как потенциал, - говорит заместитель губернатора Андрей Лошаков. - Для нас область - это недооцененный актив".

Реализовывать тверской потенциал команда Зеленина планирует, привлекая прямые инвестиции - как из соседней Москвы, так и из более удаленных источников: от сибирских, западноевропейских, американских и даже индийских компаний. Такая ориентация вовне - не столько следствие