Нет света в конце тоннеля

Спецвыпуск
Москва, 13.06.2005
«Эксперт» №22 (469)
Включение России в систему "Зеленая карта" снова откладывается. Отечественные страховщики не заинтересованы во вступлении на предлагаемых условиях, а европейский Совет моторных бюро не собирается их менять

Любой российский гражданин, выезжающий в Европу на своем автомобиле, обязан приобрести полис страхования автогражданской ответственности "Зеленая карта". Причем купить его у иностранной компании - в ее российской "дочке" или при посредничестве отечественного страховщика. Российские полисы ОСАГО в Европе не действуют, а отечественные страховщики от своего имени не вправе заключать соответствующие договоры. Они могут только выступать в качестве брокера и продавать полисы иностранных компаний. Слабым утешением для соотечественников является лишь то, что иностранцы, приезжающие в Россию, тоже обязаны приобрести местные полисы ОСАГО - "Зеленая карта" не покрывает Россию.

Транснациональная система страхования автогражданской ответственности "Зеленая карта" действует в Европе с 1949 года. По сути это набор международных договоров об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев средств автотранспорта. Таким образом, полис "Зеленой карты" дает гарантию того, что страховое покрытие по нему соответствует минимальным требованиям страны, в которую направляется водитель.

Сначала деньги

По понятным причинам Советский Союз в "Зеленую карту" не входил. Однако после его распада несколько постсоветских государств вступили в Совет национальных моторных бюро, регулирующий работу этой системы. Почему среди них до сих пор нет России? Ведь это создает неудобства и россиянам, и иностранцам. Да и, в конце концов, почему те же Белоруссия и Украина давно в "Зеленой карте", не говоря уже, к примеру, о Тунисе и Иране, а мы чужие на этом празднике страхования?

Переговоры о вступлении России в систему "Зеленая карта" идут уже достаточно давно. С подачи правительства их сейчас ведет Российский союз автостраховщиков (РСА). По плану мы должны были присоединиться к 44 странам системы уже 1 января следующего года. Однако, судя по всему, этого не произойдет ни в следующем году, ни в ближайшие несколько лет.

При вступлении страны в систему ее страховщики обязаны внести гарантийный депозит в европейский банк. Для России это 11 миллионов евро. В качестве альтернативного варианта возможно поручительство европейских банков высшей надежности на эту сумму, но таковое маловероятно. Кроме того, требуется обеспечение перестраховочной защиты в западных перестраховочных компаниях.

Значительный размер депозита объясняется тем, что в России зарегистрировано более 27 млн транспортных средств, потенциально способных пересечь границу. Именно по такому принципу - в зависимости от размера автопарка - определяется величина гарантийного фонда.

Оно нам надо?

Однако здесь явный алогизм: Россия слишком большая страна, чтобы к ней можно было применять такие критерии. Очевидно, что большинство автомобилей Сибири и Дальнего Востока никогда не пересекут западные границы России и не будут передвигаться транзитом по европейским странам. Это понимают и в Совете моторных бюро, однако не спешат смягчать требования. Потому что вступление России не является событием, которого там ждут с нетерпением.

У партнеров

    «Эксперт»
    №22 (469) 13 июня 2005
    Эхо энергокризиса в Москве
    Содержание:
    Сеть спросит строго

    Сети и подстанции электроэнергетики страны нуждаются в скорейшем обновлении и расширении. Майская авария в Москве должна подтолкнуть качественную модернизацию энергоинфраструктуры

    Наука и технологии
    Наука и технологии
    Реклама