Французы против economics

Книги
«Эксперт» №4 (545) 29 января 2007
Французские экономисты Мишель Аглиетта и Андре Орлеан уверены: нельзя сводить учение о деньгах к чистой экономике
Французы против economics

Авторы книги «Деньги: между насилием и доверием» изучают финансовые рынки более двадцати лет. Они не только теоретики, в их послужном списке участие в разработке практических рекомендаций для институтов власти Франции, отвечающих за денежное регулирование. Еще в 1982 году Мишель Аглиетта и Андре Орлеан опубликовали работу «Насилие денег», ставшую к настоящему моменту библиографической редкостью. В ней они впервые выступили против до сих пор преобладающего среди экономистов взгляда на феномен денег. Большинство этих экономистов, усвоившие со студенческой скамьи принципы economics, рассматривают деньги исключительно как очень удобный инструмент, облегчающий обмен в экономике, подчиняющийся только ее законам и нейтральный к законам социального устройства. Такой подход прямо вытекает из модели экономического поведения человека, принятой в economics, где люди воспринимаются вне социального контекста, в качестве производящих, потребляющих и при этом сугубо рациональных существ. Обмениваясь товарами, эти существа якобы доподлинно знают, какую ценность представляют для них обращающиеся в экономике товары, и к тому же могут точно просчитать, какой набор вещей принесет им максимальную пользу. Аглиетта и Орлеан уже в своей первой книге, посвященной теории денег, утверждали, что в рамках данной модели отсекаются существенные факторы, объясняющие реальные процессы, которые развиваются на финансовых рынках. Написать еще одну книгу, трактующую те же вопросы, французские экономисты решили из-за того, что все положения «Насилия денег» сохраняют свою актуальность, но при этом представители мейнстрима экономической науки обходят их молчанием.

Отправной точкой рассуждений авторов стало придание понятию денег социального смысла. Французские ученые обратили внимание, что economics рассматривает деньги так, как будто бы они существовали вечно. Это допущение имеет право на жизнь, когда изучаются развитые товарные отношения, осуществляемые в «штатном» режиме. Тогда как для объяснения кризисных явлений необходимо понять, когда и как появляются деньги.

Согласно концепции, которую развивают Аглиетта и Орлеан, деньги появились в свое время как результат сложного общественного процесса. Члены социума, ориентируясь друг на друга, подражая другу другу, ищут на рынке товар, который будет в конечном счете признан всеми как символ богатства. Эти поиски ведутся не ради того, чтобы, подобно скупому рыцарю, «сторожевою тенью сидеть на сундуке и ... сокровища хранить...», и не ради праздной заботы о социальном статусе. Цель поисков сугубо прагматична: обладание благом, иметь которое стремятся все, гарантирует человеку защищенность своего уровня потребления. Накопленный символ богатства в любой момент может быть обменян на любой товар на рынке, поскольку его примет любой экономический агент. Для облегчения понимания этого тезиса приведем пример из недавнего советского прошлого, неизвестный французам, но подтверждающий их точку зрения. В те времена множество людей создавали у себя запа