Как надули мировой пузырь

Наука и технологии
Ученые так и не определились с тем, конечна или бесконечна наша Вселенная, вечна она или смертна и вообще — она одна или их много. Мы даем слово известным исследователям, придерживающимся противоположных точек зрения
Как надули мировой пузырь

Земля рождает пузыри, как влага.
Они — такие. Где они? Исчезли.

У. Шекспир

Современная космология основывается на двух фактах: во-первых, на том, что Вселенная ускоренно расширяется, и во-вторых, на том, что она заполнена достаточно однородным электромагнитным излучением (радиационным космическим фоном) в виде реликтовых фотонов.

То, что Вселенная расширяется, было теоретически предсказано еще в начале 20-х годов прошлого века российским ученым Александром Фридманом и вскоре подтверждено результатами наблюдений американского астрофизика Эдвина Хаббла. Экспериментально же обнаружить ускоренное расширение Вселенной астрономам удалось лишь в самом конце ХХ века. Пришлось предположить, что в природе существует не только привычное всемирное тяготение Ньютона (гравитационное притяжение), но еще и гравитационное отталкивание.

Объяснение этого неожиданного процесса, по мысли ученых, заключалось в том, что гравитационное отталкивание создается космическим вакуумом. Пионером этой реинкарнации эфира в ХХ веке считается советский физик-теоретик Эраст Глинер (в 1980 году он эмигрировал в США), начиная с 1965 года опубликовавший цикл работ, в которых делалась попытка придать физическому вакууму статус материальной среды со свойствами, принципиально отличающими его от известных видов материи.

Впрочем, еще в начале 80-х в работе «Элементарные частицы и структура Вселенной» известный советский астрофизик Иосиф Розенталь высказался на сей счет честнее: «То, что в соответствии с современными представлениями заполняет пространство, называется более благопристойно — “физический вакуум”, хотя, возможно, более адекватным термином был бы “релятивистский эфир”».

Современные квантовые представления также подразумевают наличие некоей базовой субстанции, «вакуумоподобного состояния», либо на начальной, либо на заключительной стадии эволюции Вселенной.

Долгое время идеи Глинера воспринимались научным сообществом как маргинальные. Но впоследствии оказалось, что развитие этих идей чрезвычайно плодотворно. И после недавнего экспериментального обнаружения «всемирного антитяготения» космологи практически единодушно признали, что именно гравитационное отталкивание послужило причиной чрезвычайно мощного первотолчка.

Теория Большого взрыва, или теория рождения Вселенной из сингулярности, до сих пор считается космологическим мейнстримом. Однако сингулярность в классической космологии означает бесконечно большие значения плотности, температуры и давления, и большинство современных космологов признает, что классическое описание этой начальной стадии лишено физического смысла. Так, по мнению крупнейшего американского физика-теоретика Джона Арчибальда Уилера, появление сингулярностей пространства-времени в Общей теории относительности (ОТО) Альберта Эйнштейна «стало величайшим кризисом в истории физики».

Другую теорию развития Вселенной, так называемую релятивистскую теорию гравитации (РТГ), в конце 70-х годов ХХ века предложил академик Анатолий Логунов, в зените своей карьеры переключивш