Без портов и без транзита

Русский бизнес
Москва, 29.10.2007
«Эксперт» №40 (581)
РЖД и российский Минтранс не желают видеть эстонские порты местом перевалки российских грузов. Эстонские власти решились на ответные меры, в результате которых российский капитал начал избавляться от активов в портовом бизнесе этой страны

После весенних событий в Эстонии, когда власти этой республики решили снести в столице памятник Бронзовому солдату, угольный терминал Coal Terminal AS в Мууге (одна из бухт большого Таллинского порта), по сути, остался без работы. А на днях в эстонской прессе прошла информация, что собственник терминала — российская группа компаний TransGroup, аффилированная с угольной компанией «Кузбассразрезуголь» и влиятельным российским бизнесменом Искандаром Махмудовым, — ищет возможность продать его оборудование. Новое оборудование терминала, как говорится, с иголочки, начало работать лишь в 2005 году и сейчас большую часть времени простаивает. И это после того, как на его строительство российскими предпринимателями было потрачено около 136 млн долларов. Есть непроверенные сведения, что оборудование терминала будет демонтировано и переправлено в порт Усть-Луга.

Это уже не первый случай за последние полгода, когда российские инвесторы уходят из портового бизнеса Эстонии. В начале августа группа компаний «Северстальтранс» привлекла ING Corporate Finance для продажи своего пакета в 80% акций Estonian Oil Service AS (EOS) — терминала, который оказывал услуги по перевалке светлых и темных нефтепродуктов в Мууге. Говорили также, что российский предприниматель, совладелец холдинговой компании «Кинэкс» и бывший председатель совета директоров банка «Россия» Андрей Катков ищет покупателя на свою долю в компании Sillamae Sadam AS, строящей в Силламяэ (еще одна бухта большого Таллина) нефтяной терминал. А новгородская компания «Акрон», входящая в тройку крупнейших производителей минеральных удобрений в России, отказалась от своих планов строительства терминала удобрений в той же Мууге.

Можно подумать, что наши влиятельные бизнесмены в едином патриотическом порыве решили отказаться от выгодных проектов в этой стране. Отчасти так и есть, ведь их патриотизм взялись простимулировать Российские железные дороги (РЖД). Тем не менее были и объективные причины ухода российского портового бизнеса из Эстонии.

География транспорта от РЖД

Как пояснила «Эксперту» Елена Подер, председатель правления терминала Coal Terminal AS, «угольный терминал не работает из-за отсутствия груза». Действительно, грузооборот порта Таллин продолжает падать. За девять месяцев 2007 года он снизился более чем на 6,5%, до 28,6 млн тонн. Наибольший спад произошел как раз в перевалке угля, и темпы падения нарастают. Так, в мае этого года оборот этой товарной группы упал на 41,6%, в июне-июле — на 78%, в августе — на 77% и в сентябре — на 88,8%, до 62,9 тыс. тонн. Таким образом, грузооборот угля в таллинском порту (терминал Мууга) за девять месяцев снизился на 32,3%, до 3,6 млн тонн.

Нестабильна ситуация и по остальным сырьевым товарам. За девять месяцев оборот нефти и нефтепродуктов здесь снизился более чем на 5%, до 17,3 млн тонн. Товарооборот по металлу за тот же период — более чем на 11%, до 829,4 тыс. тонн. Перевалка минеральных удобрений — на 8,8%, до 1,4 млн тонн. В целом за девять месяцев этого года

У партнеров

    «Эксперт»
    №40 (581) 29 октября 2007
    Средний Восток
    Содержание:
    Еще одна ошибка

    Средний Восток оказался в шаге от геополитической катастрофы. Конфликт вокруг Иракского Курдистана может спровоцировать полномасштабную перекройку границ в регионе

    Обзор почты
    Реклама