Заработать на рисках

Спецвыпуск
Москва, 29.10.2007
«Эксперт» №40 (581)
Развитие культуры риск-менеджмента в финансовых институтах стимулируется не регулятором, а объективными потребностями рынка

Систему риск-менеджмента в финансовом институте можно сравнить с системой безопасности автомобиля — именно она обеспечивает устойчивое движение бизнеса. Многие, однако, забывают, что она помогает не только избегать аварий, но и ехать на более высокой скорости.

Управление рисками в любом финансовом институте в процессе своего развития должно пройти три ступени: формальные подразделения по управлению рисками, распределенная структура риск-менеджмента и централизованный отдел. Сначала подразделение риск-менеджмента создается на базе какого-либо другого подразделения, главным образом для того, чтобы удовлетворить требования регулятора. На следующей стадии возникает так называемая распределенная структура управления рисками, когда функции оценки и минимизации возникающих потерь выполняют сами бизнес-подразделения. Подобная система создается уже не по требованию регулятора, а из-за внутренней необходимости контроля рисков, осознаваемой руководством банка или компании. Распределенные структуры риск-менеджмента были характерны, скажем, для большинства крупных российских банков до 2000 года. Третий этап развития — выделение функций управления рисками в отдельное подразделение. Крупнейшие банки и лизинговые компании уже находятся на этом этапе, а их младшие коллеги — в процессе перехода от второго этапа к третьему.

Вечный двигатель риск-менеджмента

Что же заставило российские финансовые институты двигаться к более высоким стандартам управления рисками? До последних лет главным драйвером развития систем риск-менеджмента выступал регулятор, однако сегодня ситуация изменилась. Важность управления рисками для банков и лизинговых компаний определяется двумя факторами: ориентацией на международные рынки капитала (либо на привлечение инвесторов) и требованиями самого рынка.

Привлечение новых инвесторов — тема как для банков, так и для лизинговых компаний очень актуальная. Придерживаясь своих задач, они последовательно осуществляют меры, направленные на повышение стоимости бизнеса. Высокое качество риск-менеджмента — один из важнейших индикаторов уровня корпоративного управления, а также фактор, действительно способный создавать добавленную стоимость для финансового института. Именно поэтому все банки, чьи среднесрочные планы включают привлечение западных кредитов, стратегического инвестора либо выход на IPO, уделяют развитию риск-менеджмента повышенное внимание.

С другой стороны, если совсем недавно у средних банков и лизинговых компаний не было стимулов совершенствовать процессы управления рисками, то сегодня такие стимулы появились. Высоких стандартов риск-менеджмента требует сам рынок. Первая причина — усиление конкуренции на рынке кредитования и лизинговых услуг. Из-за конкуренции выросли требования к быстроте и эффективности принятия решений, а вслед за ними и требования к управлению рисками. Вторая причина — общий рост масштабов бизнеса, автоматически означающий и увеличение объема принимаемых на себя рисков. Ведь помимо высоких темпов роста финансовый инст

У партнеров

    «Эксперт»
    №40 (581) 29 октября 2007
    Средний Восток
    Содержание:
    Еще одна ошибка

    Средний Восток оказался в шаге от геополитической катастрофы. Конфликт вокруг Иракского Курдистана может спровоцировать полномасштабную перекройку границ в регионе

    Обзор почты
    Реклама