В детство

Книги
«Эксперт» №23 (661) 15 июня 2009
В детство

«После обеда маг некоторое время отдыхает — тяжело работать на сытый желудок. Потом приходит городской герольд и просит рассказать немного о магии... Над каким заклинанием сейчас работает уважаемый волшебник? А какое первое заклинание он придумал?.. Герольд уходит, а маг остается тупо смотреть в хрустальный шар».

Впрочем, как водится, «Недотепа» — роман не о чародее, а об ученике чародея: читателю всегда ближе и интересней персонаж, находящийся в развитии от привычного всякому плинтуса к высотам могущества, и потому Гарри Поттер всегда даст порядком очков Дамблдору. Вдобавок сам «недотепа» Трикс — персонаж с биографией, и в подмастерья к волшебнику он попадает не сразу. Сын со-герцога Солье, лишившийся законной половинки трона благодаря коварному заговору хозяина второй половинки, он жаждет отмщения и справедливости. И эта жажда поведет его не только через положенные приключения с рыцарями, монстрами, колдовством, принцессами и королями, но и по неизбежным постмодернистским тропкам, петляющим от одного классического образчика детской литературы к другому, от Сойера и Гекльберри к Волшебнику Земноморья, далее везде.

Сергей Лукьяненко, бесспорный — если говорить об уровне популярности — фантаст номер один в России, фактически начинал с детско-подростковой фантастики и периодически к ней возвращается. Вот и сейчас — после монументально-амбициозных «Черновиков» и «Чистовиков» совершил вояж на «малую родину». Что характерно, эти вояжи обычно успешны. Избавленный от «взрослой» повинности выдувать из общедоступных банальностей пузыри глобальных философем, Лукьяненко демонстрирует лучшие свои качества: отменную фантазию, умение кроить сюжеты, симпатичное чувство юмора, самоиронию, наконец: кто только не приравнивал сочинителей к магам, но превратить это, обычно пафосное, уподобление в подтрунивание над собой (см. цитату) — ход вполне обаятельный… Словом, «Недотепа» — отличный кандидат в «пляжную потребительскую корзину», актуальную даже во времена кризиса.