Ускорение без перестройки

Русский бизнес
Москва, 21.12.2009
«Эксперт» №49 (686)
В России началась магистральная сортировка почты. Это окажет лишь небольшой эффект на скорость доставки корреспонденции — радикально же проблему решит только реформирование сети почтовых отделений

Поздравительные письма и открытки в этом декабре имеют шансы добраться до получателей быстрее обычного. Впервые праздничный почтовый поток пройдет через автоматическую, а не ручную сортировку: «Почта России» запустила первый в стране магистральный сортировочный центр в подмосковном Подольске. Общая стоимость проекта, реализацией которого занималась итальянская компания Elsag, составила 100 млн евро. Мощность центра, сортирующего на 5200 отделений всю корреспонденцию регионов Центральной России, — 1,1 млрд почтовых отправлений в год. Аналогичный центр для Северо-Запада строится в Санкт-Петербурге, планируется создание таких объектов и для других регионов.

Технология магистральной сортировки предполагает, что вся почта одной крупной почтовой области сортируется не последовательно на каждом уровне (в межрайонном почтамте отправителя, затем на сортировочном почтамте, затем на главпочтамте, затем в межрайонном почтамте получателя), а в едином центре, который сортирует ее автоматически до уровня рядовых почтовых отделений. У почтамтов остаются только административные и логистические функции — управление отделениями и перевозка корреспонденции. Автоматическая магистральная сортировка применяется во всем развитом мире. Проект ее внедрения в России не первая, но наиболее капиталоемкая часть стратегии развития российского почтового ведомства, хронически убыточного и пользующегося не лучшей репутацией из-за длительных сроков доставки. Смогут ли новые технологии переломить ситуацию?

Цена нерасторопности

Несмотря на всеобщее распространение интернета и мобильной связи, наша страна ежегодно отправляет около 1,8 млрд единиц почтовой корреспонденции, причем цифра эта не падает, как можно было бы подумать, а растет. Впрочем, половина всех отправлений приходится на две столичные агломерации и Тверскую область (центр полиграфии и торговли книгами), они же обеспечивают почти весь прирост (см. график 1). На частные письма, которые люди пишут друг другу, по оценкам «Почты России», приходится всего 7–8% почтового потока. В основном же поток генерируют различные бюджетные организации, пересылающие документы друг другу и гражданам. Другой источник роста объемов корреспонденции — рассылки рекламных материалов (около 500 млн в год). Поскольку и то и другое наиболее развито в столичных агломерациях, неудивительно, что на одного взрослого москвича приходится 80 отправленных писем в год, а на одного питерца — 30. В большинстве регионов России житель получает или отсылает около 10 писем в год, они содержат предложения явиться в военкомат или суд, заплатить те или иные налоги, сообщают о состоянии пенсионного счета или представляют собой ответы на подобные послания.

Сейчас простые письма по Москве обычно идут четыре-пять дней. Заказные — значительно дольше (неделю и более), в основном из-за необходимости обязательной регистрации их отправки и доставки. Рассылают их почти исключительно бюджетные организации, поскольку запись в почтовой базе данных служит основанием, что имярек в

У партнеров

    «Эксперт»
    №49 (686) 21 декабря 2009
    Новогодние распродажи
    Содержание:
    Скромный ажиотаж

    Новогодние распродажи в этом году не привели к росту продаж товаров длительного пользования. В основном россияне покупают продукты питания к праздничному столу и традиционные новогодние подарки

    Международный бизнес
    Экономика и финансы
    Экономика и финансы
    На улице Правды
    Реклама