Возможно, что Бог не умер

Книги
Москва, 15.03.2010
«Эксперт» №10 (696)
Исследуя историю трех главных монотеистических религий — иудаизма, христианства, ислама, Карен Армстронг рассказывает, как непросто быть и верующим, и атеистом в современном мире

Верующие и атеисты часто не задумываются над тем, в какого, собственно говоря, Бога они верят или не верят, и не отдают себе отчета в том, что представления о Боге непрерывно менялись на протяжении всей человеческой истории.

В книге показана панорама изменений, которые произошли в основных монотеистических религиях современного человечества — иудаизме, христианстве и исламе, которые к тому же связаны общностью происхождения и фактически верой в одного и того же Бога. Рассматривается, почему и как возникли представления о потусторонних силах, которые постепенно слились в представление о едином Боге. И вопрос, чем занимается Бог. И еще: а что такое Бог?

Карен Амстронг не случайно обратилась к этой теме. Специалист по истории религии и автор многих книг по данной проблематике, она провела семь лет в католическом монастыре, откуда ушла, разочаровавшись и в практике монашеской жизни, и в самой вере. Нельзя назвать Армстронг атеисткой, но она поняла, что вера и атеизм сложнее, чем это порой представляется братьям и сестрам из монашеской обители или людям, живущим в коконе фундаментализма.

На вопрос, как возникла религия, по мнению автора, ответить сегодня невозможно, поскольку самые ранние религиозные документы, принадлежащие эпохе Шумера и Вавилона, уже были результатом предшествующих тысячелетних раздумий человечества.

Как показывает Армстронг, в общей для всех трех религий священной книге — Ветхом Завете — достаточно отчетливо видны следы раннего политеизма древних иудеев, изживавших его в течение многих веков и постаравшихся отредактировать священные книги так, чтобы замести эти самые следы. Однако религия тем и отличается от научных доктрин, что не может отбросить будто бы неверное прошлое, поскольку большую роль в ней играет традиция. И священные книги представляют собой сложные многосоставные и многослойные произведения, толкование которых и составляет — во многом — жизнь религиозных сообществ, позволяя приспосабливать их к изменяющейся жизни: религиозные воззрения «меняются, как только перестают приносить пользу, — и меняются порой до неузнаваемости». Однако сложность священных книг дает возможность вносить мистическое и творческое начало в представление о Боге, и поэтому буквалистская их критика зачастую не убеждает религиозных адептов: они не понимают все столь буквально, как критики.

Развитие религиозных представлений, шедшее в религиях параллельными путями, сталкивалось с одной проблемой: сочетать и интегрировать философию, мистику и антропологический взгляд на Бога было очень сложно — эти грани религиозного сознания вступали в постоянную конкуренцию, порождая различные направления.

Автор много внимания уделяет той роли, которую играют в каждой из религий заимствования. Так, например, в раннем Средневековье скорее ислам играл роль своеобразного локомотива развития религиозной и светской философии и религиозных представлений, многие из которых позже были заимствованы христианством и иудаизмом.

До XIX века атеизма как разработанной доктрины и

У партнеров

    «Эксперт»
    №10 (696) 15 марта 2010
    Будущее Евросоюза
    Содержание:
    Союз неравных

    Бюджетный кризис в Греции и ряде других европейских стран со всей остротой поставил вопрос о необходимости политической интеграции в рамках ЕС. Но политическая интеграция неизбежно приведет к нарастанию неравенства между европейскими государствами

    Реклама