Банкам пора удвоить эффективность

Тема недели
«Эксперт» №18 (703) 10 мая 2010
Чтобы вернуть доходность на рынке обслуживания физлиц, банки должны повысить производительность труда в отделениях, считает Ирина Швакман, старший партнер McKinsey & Company
Банкам пора удвоить эффективность

— Чем вызвана необходимость повышения эффективности для банков?

— Конъюнктура банковского рынка очень изменилась за последние полтора года. В докризисное время российский банковский сектор был один из самых быстрорастущих в мире, особенно в части, связанной с обслуживанием физических лиц. Доходы банков здесь росли быстрее, чем в Китае, Индии, во всех других странах. А сейчас рост не только замедлился, доходы сокращаются. С чем это связано? Если смотреть на работу с физическими лицами, то под угрозой основной источник доходов, приносивший примерно 80 процентов: кредитование. Кредитные портфели сокращаются, в несколько раз увеличились потери, связанные с кредитными рисками. И замены этому источнику дохода пока не нашлось. Поэтому у банков сейчас два приоритета: эффективнее собирать задолженность и сокращать расходы. У них нет выбора.

— Насколько банки могут сократить расходы?

— У большинства банков показатель Cost/Income Ratio, то есть операционные расходы по отношению к доходам, — 50–60 процентов. То есть половину от того, что они зарабатывают, они тратят на персонал, на отделения.

— Это в России?

— Нет, это средний мировой показатель. У каких-то банков больше, у каких-то меньше. Естественно, банк не сможет сократить расходы на 50 процентов, но он сможет сократить их на 25 процентов или даже на 30 по каким-то статьям.

— Но по результатам исследования McKinsey Global Institute производительность российских банков в пять раз меньше, чем американских, в десять раз меньше, чем шведских. За счет чего?

— Существенную часть отставания дает дополнительное (или специфичное) регламентирование со стороны ЦБ. Сказывается и относительно небольшой, средний размер банковских операций (вкладов, кредитов и так далее), от этого никуда не уйти.

— Получается, что банки не так уж много могут сделать?

— Мы считаем, что, несмотря на сложности с регламентированием, уже сейчас они могут удвоить-утроить производительность своего персонала — это много. Это даст им возможность расти без необходимости привлечения дополнительного персонала.

Слишком много людей

— За счет чего банки могут снизить операционные расходы?

— Первая статья расходов универсального банка, примерно половина, это, конечно, персонал. Вторая группа статей — IT-технологии и недвижимость, аренда. Если говорить о персонале, то примерно две трети сотрудников банков находится в отделениях. Это не головной офис и не корпоративный бизнес, это именно бизнес обслуживания физических лиц. Хотя, конечно, в головных офисах тоже есть жирок.

Тем не менее ряд крупных банков в России уже несколько лет занимается повышением эффективности сотрудников отделений и добился заметных успехов. В первую очередь речь идет о так называемой миграции клиентов на удаленные каналы. По самым простым операциям, таким как перевод, внесение денег на счет, снятие денег со счета (а это очень большая часть всех операций), банки обучают и перенаправляют клиентов в банкоматы, депозиторы. Почему у нас в банках на любую операцию уходит намного бол