Как нам реорганизовать хреначечную

На улице Правды
Москва, 18.04.2011
«Эксперт» №15 (749)

Ситуация, в которую попала хреначечная (б. Министерство культуры РФ), поощрившая современное визуальное искусство по разделу «Инновации», исчерпывающе описана пословицей «У Фили пили, да Филю же и побили». Если есть охота к большей назидательности, можно вспомнить балладу из «Упыря»: «Не сетуй, хозяйка, и будь веселей, // Сама ж ты впустила веселых гостей».

Это притом, что и сам министр А. А. Авдеев, и министерские чиновники скорее вызывают живое человеческое сочувствие. При таком взятии в вилку как прикажете вертеться? С одной стороны, премированный инновационный проект, как сообщает само ведомство, есть «провокационный, хулиганский, омерзительный с художественной и нравственной точки зрения, о чем неоднократно подчеркивал министр в своих комментариях». С другой стороны, «мы не хотели бы повторять печальный опыт отношения власти и современного искусства, которым был отмечен период правления Никиты Хрущева. Отмена вручения ежегодной премии в области современного искусства... нанесла бы больший урон формирующемуся гражданскому обществу». И уж не меньший урон ведомству и его главе, по которым пребывавшая на низком старте прогрессивная общественность отплясалась бы по полной программе: «цензура», «опричники», «душители» etc. По несколько другому поводу В. М. Дорошевич писал: «Я знаю, как “казнят” в итальянских театрах. На сцену летит — что попадет под руку. Кошачье мяуканье, собачий вой. Крики: “Долой! Вон его! Собака!”» Жизненный опыт карьерного дипломата не в полной мере располагает к такому удовольствию.

При этом должно понимать, что, какова бы ни была судьба данного конкретного министра, на иной взгляд вполне достойного, вилка не только останется, но и усугубится. Как прогрессивная общественность, так и современное искусство расположены к экспансии, и следует ожидать новых побед сил добра и современной цивилизации. С такой публикой за отдачей полцарства тут же следует требование отдать вторую половину. В такой ситуации придется либо поощрять далее, окончательно закрепляя за ведомством статус хреначечной, либо в какой-то момент начинать подражание Хрущеву. Что также будет маловысокохудожественно. Между тем из вилки выход есть, и не только высокохудожественный, но и глубоко либеральный.

Квалифицирующим признаком современного искусства является сочетание крайней деструктивности с крайней же паразитарностью. Убежденность кураторов в том, что государство безусловно должно выдавать ассигнования на то, чтобы художник смелее отрицал законы, совесть, веру, а также и само это государство, была бы в чем-то даже трогательна, когда бы не напоминала описанные в «Архипелаге» жалобные крики блатарей, вдруг встретивших отпор: «Ты что! Человека бьешь!» Ср. рассуждения куратора А. В. Ерофеева: «Вопрос не только в фаллосах, здесь когда художественная ситуация такова, что художники не имеют своей инфраструктуры… Когда музеи не покупают, не приобретают их произведения, то есть естественно протест. Что вы хотите? Люди требуют внимания к себе... Стройте музеи, разворач

У партнеров

    «Эксперт»
    №15 (749) 18 апреля 2011
    Энергомашиностроение
    Содержание:
    Против турбин с иероглифами

    Заявленная российским премьер-министром Владимиром Путиным протекционистская программа в отношении российского энергомашиностроения направлена в первую очередь против импорта китайских турбин и трансформаторов

    Экономика и финансы
    Наука и технологии
    Реклама