Вспомнили о цементном машиностроении

Русский бизнес
Москва, 18.04.2011
«Эксперт» №15 (749)

Фото: Олег Слепян

В середине апреля состоялось заседание Союза производителей цемента России, посвященное развитию отраслевого машиностроения. Впервые на нашей памяти цементники заявили о своей заинтересованности в оборудовании национального происхождения. По оценкам «Союзцемента», до 2020 года на строительство новых и модернизацию старых цемзаводов в России будет потрачено около 6 млрд долларов — однако эти деньги, по-видимому, опять уйдут на закупку импортного оборудования.

Сейчас в стране активно идет строительство новых цементных заводов (см. «Блокада прорвана», «Герои нового времени» в № 48, 50 «Эксперта» за 2010 г.). Среди поставщиков оборудования есть немцы, датчане, китайцы, нет только отечественных производителей.

По идее, центром российского цеммаша мог бы стать принадлежащий Владимиру Махлаю тольяттинский «Волгоцеммаш» — крупнейший в советские времена производитель основного крупногабаритного оборудования для промышленности стройматериалов. Главный конструктор «Волгоцеммаша» Айнер Касаев рассказал «Эксперту», что «завод активно инвестирует средства в строительство нового металлургического комплекса и ремонтно-механического цеха, куда уже заказаны новые станки из Японии, и в скором времени будет существенно повышено качество основной продукции — вращающихся печей, холодильников, дробильного и помольного оборудования. Главное, чтобы пошли заказы, а вот тут-то как раз пока проблема».

Точнее, у «Волгоцеммаша» проблема та же, что и у всех машиностроителей, — нет инжинирингового центра, то есть координатора между заказчиками (цементными компаниями) и производителями («Волгоцеммаш», «Бецема», Электростальский завод тяжелого машиностроения и др.). Ведь если цементная компания хочет построить, к примеру, новую современную линию, ей проще всего обратиться к иностранной компании, которая все сделает под ключ. В противном случае заказчику придется самостоятельно собирать оборудование на разрозненных российских заводах. Однако это и хлопотно, и требует серьезных инжиниринговых компетенций. Компаний, специализирующихся на такого рода услугах, в России сейчас нет. И пока такой координатор не будет найден, многомиллионные заказы будут проходить мимо наших производителей.

У партнеров

    «Эксперт»
    №15 (749) 18 апреля 2011
    Энергомашиностроение
    Содержание:
    Против турбин с иероглифами

    Заявленная российским премьер-министром Владимиром Путиным протекционистская программа в отношении российского энергомашиностроения направлена в первую очередь против импорта китайских турбин и трансформаторов

    Экономика и финансы
    Наука и технологии
    Реклама