В расцвете на третьей сотне лет

Культура
Москва, 12.12.2011
«Эксперт» №49 (782)

Фото: Архив пресс-службы

Музыкальная часть Года итальянской культуры в России завершается спектаклями балетной труппы миланского «Ла Скала» в Большом театре.

Когда говорят о «Ла Скала», само собой разумеется, что речь идет об опере. Балетная труппа миланского театра некогда тоже числилась в списке топ-компаний и делила лидерство с парижской. Но живых свидетелей тех триумфов не осталось: это было в XVIII — начале XIX века. Последний залп былого балетного могущества «Ла Скала» выдал сто лет назад, когда мир заполонили виртуозки, поразившие чудесами танца на пуантах. Это и были ученицы знаменитой школы «Ла Скала», покинувшие родной театр, в котором не осталось места большому искусству. Значительная часть этих танцовщиц устремилась в Россию. Карлотте Брианца мы обязаны «Спящей красавицей», Пьерина Леньяни стала первой Одеттой-Одиллией в «Лебедином озере» Иванова и Петипа и Раймондой, у нее честолюбивые русские балерины переняли невиданный трюк — 32 фуэте.

Но сейчас российское честолюбие играет с «Ла Скала» другую шутку. Несколько лет назад труппа попала в руки Махара Вазиева, экс-руководителя Мариинского балета. Ему досталась компания с набором старомодных постановок Ролана Пети и артистами, которых — по итальянскому законодательству — можно уволить только в 65 лет. Казалось, битва с профсоюзами и забастовки балетного протеста, с которых началась деятельность Вазиева, превратятся в главный сюжет его миланской работы, и многие удовлетворенно потирали руки, что беспокойный соперник отправлен в нокаут.

Но — ничего подобного. Вероятно, чиновничьи битвы за кулисами миланского театра бушуют как и прежде. Тем не менее о нем сейчас говорят в связи с тем, что ради него Сильви Гиллем нарушила свое решение отказаться от классики, Наталья Осипова втиснула в свой умопомрачительный график «Дон Кихота» в «Ла Скала», а берлинская прима Полина Семионова проводит в Милане не меньше времени, чем в Берлине. В репертуаре театра вечер постановок Форсайта конкурирует со сделанной Сергеем Вихаревым по архивам Гарварда «Раймондой» Петипа, а на постановку ждут Алексея Ратманского.

Москва заполучила балеты «Ла Скала» в правильное время: сейчас ему приходится биться за свое имя каждым спектаклем, а это прекрасный момент в развитии любого коллектива. Самых громких последних премьер к нам не везут — за ними все же ждут в Милан. Зато с гордостью продемонстрируют «Эксельсиор» — миланский аналог нашего «Корсара», балет-феерию XIX века, то есть фантазию о нем, воплощенную современным хореографом Уго делль’Ара. Для современного зрителя зрелище обещает быть экзотическим: в нем нашлось место и прокладке Суэцкого канала, и изобретению электричества, и созданию телеграфа. Второй балет гастролей — «Сон в летнюю ночь» Джорджа Баланчина, но это не тот любимец российских балетоманов, у которого красавицы в пачках и с коронами на головах танцуют так, будто ожил Петипа. Это хореограф, погружающийся в мир волшебства со всеми знаниями человека ХХ века об электричестве, телефоне, телеграфе, переживший испытание атомной бо

У партнеров

    «Эксперт»
    №49 (782) 12 декабря 2011
    Выборы
    Содержание:
    Нам на другую площадь

    Редакционная статья

    Разное
    Экономика и финансы
    Частные инвестиции
    На улице Правды
    Реклама