Локальная мудрость

Наука и технологии / Мировой разум Новая модная технология отбора идей из гущи народных масс — краудсорсинг — пришла и в Россию. Но пытаясь решать с ее помощью задачи, надо бы помнить о том, что нетривиальные решения — результат творчества узких групп лиц, а массовое знание, как правило, набор очевидностей
Коллаж: Мария Румянцева

В середине апреля глава Сбербанка Герман Греф опубликовал в газете «Ведомости» статью, в которой указан рецепт преодоления системного кризиса госуправления не только в России, но и в мире (см. «Государственное управление: эффективность российской власти и модернизация», «Ведомости» от 13 апреля 2012 года). Имя этому чуду — краудсорсинг. Коллективный разум 6% россиян, так называемого креативного класса, сможет найти самое эффективное решение проблем современности, а заодно улучшит социальную атмосферу в стране. Вслед за этим Владимир Путин объявил о создании к осени специальной системы «Российская гражданская инициатива»: если какое-то предложение соотечественников наберет в ней 100 тыс. голосов, то его рассмотрит наш парламент. Налицо новый тренд — не просто обращение к народным массам за поддержкой, а поиск в них здравых идей. Он не чужд и другим государствам. Но существуют ли технологии, способные вычленить разумные мысли из белого шума?

Как работает коллективный разум

Каждый из опрошенных нами экспертов трактует понятие «краудсорсинг» по-своему. Мы приведем определение из «Википедии», которая сама по себе является самым известным краудсорсинговым проектом современности. «Краудсорсинг (англ. crowdsourcing, crowd — “толпа” и sourcing — “использование ресурсов”) — передача определенных производственных функций неопределенному кругу лиц на основании публичной оферты, не подразумевающей заключения трудового договора. Термин введен писателем Джеффом Хау и редактором журнала Wired Марком Робинсоном в июне 2006 года. Всю необходимую работу делают неоплачиваемые или малооплачиваемые профессионалы-любители, которые тратят свое свободное время на создание контента, решение задач или даже на проведение НИОКР. Один из отличительных признаков краудсорсинга — разбивка работы на мелкие части (модули)».

Хрестоматийный пример краудсорсинга в бизнесе — компания Threadless из Чикаго. Она уже восемь лет выпускает футболки, дизайн которых разрабатывается исключительно путем проведения онлайн-конкурса. Каждую неделю компании присылают сотни рисунков, публика голосует за них, делает и оплачивает предзаказы, в производство запускается несколько самых популярных изображений. Таким образом, Threadless сильно экономит на дизайнерах и всегда обеспечена сбытом, а победители конкурсов получают небольшое вознаграждение и почти всемирную славу. Нетрудно догадаться, что вокруг Threadless уже образовалось онлайн-комьюнити художников.

Типичный пример краудсорсинга из российской жизни — «народная карта» «Яндекса». На карту, сделанную на основе спутниковых снимков профессионалами, любой человек может добавить какой-то новый объект или комментарий относительно организаций, расположенных в том или ином здании. Нанесенный на «народной карте» новый дом после проверки может появиться и на официальной карте «Яндекса». Для компании это выгодно — ни одна картографическая фирма не в состоянии следить за всеми новыми зданиями в 500 городах России и Украины (таков охват «Яндекс.Карт»). Это у

Краудсорсинг в госуправлении