Электроскептики и электрооптимисты

Тема недели
Москва, 10.09.2012
Электромобили бесшумны, хорошо ускоряются и непривычно комфортно проходят повороты. Однако они быстро расходуют энергию, а их интегральная экономичность и экологичность преувеличены. Поэтому будущее не за ними, а за гибридами

Иллюстрация: Сергей Жегло

Соскучившись по подаркам технической революции, мир сходит с ума по новинке. Все говорят об электромобилях. Идут масштабные рекламные кампании. Правительственные комиссии пишут стратегические программы внедрения в жизнь электрокаров и финансовой поддержки их покупателей. Автоконцерны тратят многие миллиарды долларов в год на разработки и исследования. Специалисты и журналисты во всем мире трубят об их выдающихся качествах. Мол, это транспорт будущего. Мол, машины эти хоть и дороги, но непритязательны в эксплуатации, с учетом многих лет езды они будут в разы дешевле обычных бензиновых и дизельных машин. Но самое главное их преимущество — феноменальная экологичность, они не выбрасывают в воздух ничего, ну совсем ничего. На фоне дорогой нефти, страшилок про глобальное потепление и рост выбросов в атмосферу двуокиси углерода появление электромобилей представляется прямо-таки спасением.

Похоже, докатилась эта волна и до России. В Торгово-промышленной палате Российской Федерации в начале этого года в рамках комитета по предпринимательству в автомобильной сфере был создан подкомитет по стратегическим инновациям. В его состав вошли представители «Рольф Импорта» (дистрибутор Mitsubishi), АвтоВАЗа, «Лиотеха» (производитель литиевых батарей), НП «Объединение автопроизводителей России», Союза производителей средств альтернативной энергетики и транспорта, ФГУП НАМИ, Goltsblat BLP. Как видно из состава участников, подотдел явно строится с прицелом на массовое продвижение электромобилей и в нашей стране.

Однако многое из того, что говорят об электромобилях, — это мифы. Они дороже и не экологичнее своих бензиновых предков. Их безусловные технические достоинства компенсируются недостатками. И если говорить о транспорте нашего ближайшего будущего, так им почти наверняка станут гибриды — бензиновые автомобили, оснащенные рекуператором и электрическим двигателем.

Экономия экономии рознь

Многие думают, что электрокары — это современное изобретение. Однако известно, что впервые для приведения в движение экипажа-коляски электродвигатель использовал английский инженер Роберт Дэвидсон. Это случилось в 1838 году, всего через шесть лет после открытия его соотечественником Майклом Фарадеем явления электромагнитной индукции, лежащей в основе практического использования электричества в технике. И машиной Дэвидсона дело не ограничилось. Началось производство электромобилей, поначалу довольно успешное. Несмотря на дороговизну и малый запас хода, сто лет назад они успешно боролись за рынок с бензиновыми машинами. Наблюдателям и комментаторам того времени было трудно определить, кто же из них выйдет победителем в этой борьбе, ведь бензиновые автомобили тоже были недешевы и не особо практичны.

Но рост добычи нефти и развитие нефтепереработки способствовали кратному удешевлению моторного топлива, что вкупе с появлением конвейера и ростом мощности бензинового двигателя привело к тому, что электромобили проиграли войну за рынок. Они не смогли догнать своих бензиновых конкурентов ни п

У партнеров

    «Эксперт»
    №36 (818) 10 сентября 2012
    Электромобили
    Содержание:
    Электроскептики и электрооптимисты

    Электромобили бесшумны, хорошо ускоряются и непривычно комфортно проходят повороты. Однако они быстро расходуют энергию, а их интегральная экономичность и экологичность преувеличены. Поэтому будущее не за ними, а за гибридами

    Частные инвестиции
    Потребление
    На улице Правды
    Реклама