Рейтинги вместо смысла

Тема недели
Сериалы
«Эксперт» №38 (820) 24 сентября 2012
Российская индустрия сериалов переживает творческий кризис. Преодолеть его она сможет в том случае, если студии будут иметь возможность привлекать инвестиции, а телеканалы не побоятся экспериментировать с контентом
Рейтинги вместо смысла

На телевидении начался новый сезон — и опять основу программной сетки составляют отечественные сериалы. Четыре из пяти часов прайм-тайма отводится на сериалы, остальное — новости и ток-шоу. Этот показатель в два с половиной раза больше, чем в США и европейских странах, в полтора раза больше, чем в Латинской Америке и Китае.

Каждый год российские студии производят более 4000 часов сериалов, на каналах появляется около 200 новых наименований фильмов. Если в начале 2000-х отечественные сериалы занимали не более 10% эфирного времени, то сегодня — почти 95%. Они, по сути, вытеснили с ТВ другие жанры кинематографа: западные фильмы и сериалы, современные российские и советские картины. Во многом за счет сериалов телесмотрение стало основной формой досуга россиян: сегодня оно достигло беспрецедентных четырех часов в сутки!

Несмотря на огромные «погонные метры» сериалов, в денежном выражении сериальная индустрия в России пока невелика — около 800 млн долларов в год. Дальнейший ее рост во многом будет зависеть от повышения качества сериального контента, который оставляет желать лучшего: возможности индустрии не поспевают за стремительным спросом. «Сейчас главное — борьба за точность, за искренность, за соответствие времени и зрителю. Это главный вызов. И ответить мы на него пока не можем», — говорит Александр Акопов, президент кинокомпании «Амедиа».

Сериалы: от жвачки к искусству

Бум сериалов наблюдается сегодня во всех странах с развитым телевидением, и Россия возглавляет этот тренд.

Сериалы необходимы вещателям и зрителям. Для первых они основной источник дохода: благодаря высоким зрительским рейтингам стоимость рекламы в сериалах одна из самых высоких (30-секундный ролик в популярном сериале может стоить несколько миллионов рублей). Реклама в сериалах приносит не менее трети дохода телеканалу. «Рейтинги сериала порой выше рейтингов канала в целом, сериал становится частью бренда канала», — рассказывает Дмитрий Троицкий, генеральный директор телеканала «Перец».

Для зрителей сериалы важны тем, что они «проговаривают» их проблемы и являются мощным фактором социализации. Развлекая, сериалы подспудно учат тому, как строить отношения с членами семьи, работодателями-подчиненными, друзьями и любимыми. Конечно, таковыми телеистории стали не сразу. Изначально это был конъюнктурный продукт для привлечения рекламодателей. Целевой группой первых сериалов были домохозяйки, которые смотрели их в перерыве между глажкой и стиркой. Есть версия, что один из первых американских сериалов спонсировал производитель мыла, за что жанр и окрестили «мыльной оперой». Незамысловатые любовно-сентиментальные истории с дешевыми декорациями и актерами постепенно трансформировались в полноценные художественные фильмы. Популярный во всем мире американский сериал «Твин Пикс» известных режиссеров Дэвида Линча и Марка Фроста показал, что сериалы могут быть интересны и продвинутым зрителям. Были заданы новые стандарты: проработанный сюжет, качественная игра актеров, точная операторская работ