Капкан для бизнеса

Повестка дня
Москва, 22.04.2013
«Эксперт» №16 (848)

Фото: ИТАР-ТАСС

Новые законодательные поправки грозят осложнить жизнь отечественному бизнесу. В минувший вторник правительство РФ предложило депутатам внести ряд изменений в УК РФ и «Закон об оперативно-розыскной деятельности», которые, по мысли авторов, должны способствовать максимально эффективному противодействию картельным соглашениям. Законопроект «О внесении изменений в статью 178 УК РФ» был подготовлен непосредственно Федеральной антимонопольной службой.

Действующий вариант закона подразумевает уголовное наказание за устранение конкурентной среды картелем или многократное злоупотребление доминирующей позицией на рынке. Теперь предлагается наказывать за сам факт картельного сговора вне зависимости от того, были или нет негативные последствия у соглашения и есть ли конкретные пострадавшие. Между тем до сих пор последнее рассматривалось как административное правонарушение — ведь подобная договоренность между участниками рынка, являясь неофициальной, может не исполняться сторонами и не наносить вреда. Более того, стремясь увеличить свою долю на рынке, стороны нередко сознательно нарушают условия договоренностей.

Внесение поправок будет способствовать размыванию границ между административным и уголовным правонарушением, что вполне способно стать репрессивной дубинкой для бизнеса, в особенности малого и среднего.

Против законодательной инициативы ФАС уже выступили представители крупных предпринимательских объединений. Так, президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин в письме к председателю Госдумы Сергею Нарышкину говорит о том, что подобная юридическая норма «существенно увеличивает коррупционные риски» и может привести «к искусственной криминализации нормальной предпринимательской деятельности». Александр Галушка из «Деловой России» считает, что «в условиях недостаточного опыта у органов внутренних дел и судов общей юрисдикции по уголовным делам в сфере анализа и применения антимонопольного законодательства» внесение поправок может привести к увеличению числа случаев необоснованного уголовного преследования предпринимателей.

Беспокойство Галушки небезосновательно. В законе есть ряд «белых пятен», позволяющих трактовать поправки не в пользу предпринимателя. Так, в ЕС возможно формирование картелей с суммарной долей участников рынка от 10%, в США — от 20%. В России же нижний порог рыночного доминирования не прописан как таковой. Кроме того, в законе отсутствует норма, устанавливающая поводом для возбуждения уголовного дела только материалы, направленные антимонопольным органом в соответствии с антимонопольным же законодательством. Получается, что для установления состава преступления антимонопольному органу не надо будет доказывать наличие ограничений конкуренции: достаточно заявления одного из участников о наличии картельного соглашения. В итоге это даст возможность уголовного преследования по антикартельной статье даже тех предпринимателей, чей бизнес не оказывает реального влияния на состояние рынка. Фактически под вопросом

У партнеров

    «Эксперт»
    №16 (848) 22 апреля 2013
    Борьба с офшорами
    Содержание:
    Деньгам некуда бежать

    Нетерпимое отношение к уклонению от уплаты налогов с помощью офшоров становится элементом нового политического консенсуса развитых стран

    Наука и технологии
    Потребление
    Реклама