Не только кредиты

Панорама страхования
«Эксперт» №27 (906) 30 июня 2014
В поисках дополнительных источников дохода банки готовы продавать некредитные страховые продукты, однако драйвером рынка в 2013 году по-прежнему оставалось страхование заемщиков потребительских кредитов

По данным исследования рейтингового агентства «Эксперт РА», объем рынка банкострахования за 2013 год составил 193 млрд рублей, что на 15% больше, чем в 2012-м. На рынке банкострахования в прошлом году росли только два направления: страхование жизни и здоровья заемщиков при потребкредитовании (+45% за 2013 год) и розничное банкострахование, не связанное с кредитованием (новое направление, +257%). В страховании юридических лиц через банки и страховании собственных рисков кредитных организаций отмечается падение.

По прогнозам «Эксперт РА», темпы прироста рынка банкострахования в 2014 году сохранятся на прошлогоднем 15-процентном уровне. Сдерживающее влияние будет оказывать макроэкономическая нестабильность и насыщение сектора страхования жизни и здоровья при потребительском кредитовании. «Банковский канал продаж по-прежнему остается локомотивом страхового рынка. Однако из-за ухудшения экономической ситуации, снижения покупательной способности и ужесточения кредитной политики банков темп прироста ощутимо замедлится», — рассказывает Игорь Лотарев, руководитель департамента по работе с партнерами СГ «Уралсиб».

Концентрация рынка банкострахования продолжает увеличиваться, что связано с активностью страховых компаний, входящих в одну группу с банками. Доля кэптивных страховщиков в банкостраховании увеличилась с 37% в 2012 году до 44% в 2013-м.

Страховые компании, аффилированные с банками, в основном специализируются на страховании жизни и здоровья граждан, берущих потребкредиты, так как этот вид страхования легко продавать и он самый маржинальный. В 2013 году страхование жизни и здоровья заемщиков при потребкредитовании стало крупнейшим видом в банковском страховании. Его объем составил 71,8 млрд рублей, а прирост взносов — 45%. Причины успехов — рост потребкредитования, а также увеличение доли кредитов, при которых предлагается страхование. Страхование при потребительском кредитовании может использоваться банками для того, чтобы компенсировать высокими комиссионными поступлениями снижение процентных доходов. Прирост чистых комиссионных доходов розничных банков за 2013 год составил 40%. Именно в страховании заемщиков при потребкредитовании самые высокие комиссии, которые могут доходить до 90% от страховых взносов, и самая низкая убыточность.

Открытие нового рынка

Комиссионные доходы для банков в условиях макроэкономической нестабильности и снижения прибыли от их основной деятельности становятся важным дополнительным источником прибыли. Оценив положительный эффект от сотрудничества со страховыми компаниями, банки стали продвигать не только страхование, связанное с кредитованием, но и некредитное страхование (оно предлагается клиентам банков на добровольной основе).

«Помимо кредитного страхования мы видим еще и развитие инвестиционного страхования жизни, не связанного с кредитованием. Этот вид активно развивался в 2013 году, прежде всего за счет кэптивных компаний. Мы также наблюдаем расширение сотрудничества с банками при продаже простых коробочных или