Покорить пролив

Русский бизнес
Инфраструктура
«Эксперт» №48 (925) 24 ноября 2014
Российские власти форсируют строительство моста между материковой Россией и Крымом. Обоснование проекта будет готово до конца года, после чего правительство назначит генподрядчика
Покорить пролив

Сезон отпусков однозначно показал, что транспортная система Крыма не справляется с многократно возросшим туристическим потоком. Транспортные связи Крымского полуострова с другими регионами России сейчас обеспечивают два вида транспорта — паромы и авиация. Но этого явно недостаточно. Решить проблему должно строительство транспортного перехода через Керченский пролив. Таким инфраструктурным объектом, по решению правительства, должен стать мост. Средства на его возведение будут выделены из федерального бюджета, а сам проект находится под контролем Владимира Путина. По его распоряжению новый мост должен быть совмещенным, обеспечивающим автомобильное и железнодорожное движение, и откроется к концу 2018 года.

Столь сжатые сроки строительства могут негативно повлиять на качество будущей конструкции. Представители транспортной отрасли напоминают, что первый мост в этой акватории тоже создавался в спешке, из-за которой были допущены инженерные просчеты, в результате чего конструкции вскоре разрушились. В качестве альтернативы мостовому переходу ряд экспертов предлагает построить тоннель. Но доказать, в чем плюсы такого варианта, им пока не удалось.

 

Непреодолимая преграда

Первая попытка сооружения моста через Керченский пролив, соединяющий Азовское и Черное моря, была предпринята в годы Великой Отечественной войны. Построить такую переправу задумали немцы, чтобы улучшить свои боевые позиции при дальнейшем наступлении. Оттесненные советскими войсками, они не смогли осуществить этот замысел, хотя к тому времени даже завезли материалы для строительства.

Инициатива была перехвачена отечественными мостовиками, которые в сжатые сроки спроектировали и построили первый Керченский мост, остро необходимый для освобождения Крыма от фашистов. Переход был построен в 1944-м за полгода в самом узком месте пролива. Но уже через три месяца произошла катастрофа: не предвиденный инженерами дрейф льдин из Азовского моря полностью разрушил мостовую конструкцию, в которой не были предусмотрены ледорезы.

Спустя десять лет транспортное сообщение материка с полуостровом через пролив начала обеспечивать паромная переправа, для которой в Краснодарском крае на косе Чушка был построен порт Кавказ и железнодорожная станция, а на окраине Керчи — порт и станция Крым. На пятикилометровом маршруте перевозки обеспечивали пассажирские, грузовые и железнодорожные паромы.

Основной недостаток такого сообщения — зависимость от метеоусловий: их резкое ухудшение оборачивается отменой или задержкой рейсов. Несмотря на это переправа была востребована и в восьмидесятые перевозила до 3,4 млн тонн грузов и до 1,8 млн пассажиров в год. С распадом СССР объем грузо- и пассажиропотока на Керченской переправе сократился, паромы достигли предельных сроков службы, и паромное сообщение прекратилось. Вновь переправу открыли в 2004 году, однако только для перевозки грузов.

Мнения экспертов совпадали лишь в том, что наилучшим способом увеличить транспортную доступность Крыма было бы строительство транспортног