Метро с задержкой в развитии

Русский бизнес
ТРАНСПОРТ
«Эксперт» №8 (934) 16 февраля 2015
Открытие новых станций Московского метрополитена задерживается, а сроки их сдачи потихоньку сдвигаются. Обсуждать этот факт чиновники явно не хотят
Метро с задержкой в развитии

Не первый год столичные градоначальники убеждают горожан, что вскоре решат транспортные проблемы мегаполиса. Для этого будет повышена привлекательность общественного транспорта и создана единая и надежная транспортная система, основой которой станет метрополитен. Но поскольку в своем нынешнем состоянии московская подземка играть такую роль неспособна, ее надо масштабно расширить.

Главным сводом обещаний чиновников стал План развития московского метро до 2020 года, согласно которому протяженность его линий через пять лет превысит 450 км, а количество станций перевалит за 260.

На эти цели столица выделяет более одного триллиона рублей, чего должно было хватить на все работы, поскольку строительство объектов метро, мол, удалось удешевить примерно на четверть, а сроки возведения станций сократить в полтора раза.

О том, что заявленные темпы ввода новых линий и станций метро сейчас серьезно отстают от графиков, чиновники предпочитают не распространяться. Вместо этого им гораздо приятнее беседовать о создании дополнительного комфорта для пассажиров. Речь идет, например, о ребрендинге метрополитена (смене логотипа, фирменном стиле и т. д.), новых способах оплаты проезда, доступе в интернет для пассажиров и многих нововведениях такого рода. В то же время сроки открытия новых станций продолжают потихоньку сдвигаться без указания четких причин и выявления лиц, ответственных за обманутое доверие граждан. 

Голый энтузиазм

Строительство московского метро инициировал и контролировал влиятельный советский госдеятель Лазарь Каганович. Для этого он призвал в Москву лучших по тем временам специалистов в области подземной инженерии и опытных горнопроходчиков — украинских инженеров и шахтеров Донбасса. К ним присоединились раскулаченные крестьяне, приехавшие в Москву на заработки, и тысячи задорных комсомольцев. В ноябре 1931 года в валенках, с лопатами в руках они приступили к строительству первых линий столичной подземки. Спустя четыре года в столице приняли пассажиров первые 13 станций метрополитена.

Строительство метро в Москве не останавливали ни сложные гидрогеологические условия при возведении станций (зачастую глубокого заложения), ни слабое техническое оснащение, ни тяжелейшие для всей страны годы Великой Отечественной войны. Более того, дизайн большинства созданных в то время станций продолжает восхищать людей со всего мира и не имеет аналогов.

При этом с каждым годом нагрузка на инфраструктуру метро увеличивалась, что в первую очередь связано с ростом населения столицы. Если в конце 50-х годов прошлого века в Москве проживало около 5 млн человек, то в начале 90-х, в период смены политического режима и перехода к рыночной экономике, — свыше 9 млн. К тому моменту, согласно схеме метрополитена 1992 года, в столице насчитывалось порядка 130 станций метро, а сама подземка перешла в собственность города. 

Задорное планирование

Сейчас численность населения Москвы превысила 12 млн человек, а количество действующих станций метро — 196. Подземный пассажиропоток