Успех в «окне возможностей» зависит от шагов государства и бизнеса

Энергичное развитие несырьевого бизнеса в сегодняшних условиях подразумевает зарубежную экспансию, причем не только в сфере внешней торговли

Российская экономика иногда напоминает мне наркомана, и термин «нефтяная игла» по отношению к нам крайне справедлив. Получив очередную дозу (восстановление нефтяных котировок), мы стараемся забыть «ломку», через которую прошли в середине зимы-2014/15. Делаем вид, что все наладилось. Но ничего не изменилось, и во время следующей коррекции мы так же будем корчиться на полу и обещать, что скоро исправимся и начнем развивать несырьевой бизнес.

У меня нет легкого рецепта для излечения, но есть одно направление, сфокусировав на котором свои усилия, мы имеем шансы преодолеть нефтяное проклятие.

Я считаю, что российским компаниям необходимо активно выходить со своей продукцией на внешние рынки. Это не только откроет новые возможности для их бизнеса — это укрепит нашу экономику и валюту лучше, чем все точечные программы господдержки.

Вопрос экспорта для многих отечественных компаний в «тучные» годы не стоял, потому что им вполне хватало внутреннего потребления — российский рынок был шестым в мире по привлекательности (по оценке World Economic Forum). Теперь покупательная способность внутреннего рынка сжалась, и многие компании столкнулись с необходимостью расширения своей географии.

Дешевый рубль для многих российских предприятий открыл «окно возможностей» для реализации экспортного потенциала. Если укрепление национальной валюты делало российское производство неконкурентоспособным, то ослабление рубля дало обратный эффект: оплата труда в валютном выражении стала дешевле, производить в России стало выгоднее.

И чтобы при следующей коррекции нефтяных котировок не кусать локти, ставку надо делать на развитие несырьевого экспорта.

В этом направлении уже сделано немало: ВЭБ в прошлом году направил существенные средства на поддержку экспорта, успешно работает ЭКСАР, создаются новые инструменты, ведется работа над изменением облика торговых представительств.

Однако при перечислении разнонаправленных мер поддержки возникает ассоциация с детской игрой-головоломкой, которой не хватает нескольких деталей, для того чтобы увидеть целостную картинку. Для финальной «сборки» нужна встречная работа со стороны государства и бизнеса: тогда система заработает и запускаемые меры поддержки дойдут до адресатов — компаний несырьевого сектора.

Три шага бизнеса на зарубежный рынок

Нередко российские компании ограничивают географию своего присутствия, не думая о выходе на внешние рынки. Стратегия развития даже крупных успешных компаний идет по следующему шаблону: сначала бизнес растет до масштабов национального чемпиона, а потом вместо выхода на глобальный рынок начинается диверсификация на рынке внутреннем. Причем нередко за счет приобретения непрофильных активов, которые не дают синергетического эффекта.

Для компаний технологического бизнеса, где крайне велики затраты на НИОКР, на модернизацию производства, создание и внедрение технологий и компетенций, только выход на мировые рынки может обеспечить возврат инвестиций.

Поэтому первый шаг со стороны несырьевого бизнеса подразуме