Победа маркетинга над смыслом

Культура
Кино
«Эксперт» №5 (973) 1 февраля 2016
Сразу четыре кинофраншизы, вышедшие в этом году, попали в десятку самых кассовых фильмов в истории кино, собрав в общей сложности 6,5 млрд долларов. Во всех четырех случаях маркетинговые достижения затмили достижения художественные
Победа маркетинга над смыслом

Легенды мирового кино 71-летний Джордж Лукас и 69-летний Стивен Спилберг доказали, что они попрежнему ключевые фигуры в коммерческом кинематографе. Сюжетные схемы, придуманные ими десятки лет назад, по-прежнему с какой-то невероятной силой притягивают людей в кинотеатры. Как в случае очередного эпизода «Звездных войн», так и в случае продолжения «Парка юрского периода» мы имеем дело с классическими сиквелами, где в точности воспроизводится сюжет, уже знакомый зрителям по предыдущим сериям, — никаких сюрпризов. Он всего лишь обыгрывается в несколько другом антураже и с другими исполнителями главных ролей. Основное требование, исходящее, как можно догадаться, от продюсеров — а именно в этом качестве выступали Лукас и Спилберг — «Ничего кардинально нового». 

Тайное общество джедаев 

В «Звездных войнах» Лукас скорее прибег к стратегии «побольше старого», вернув в историю такого персонажа, как Хан Соло в исполнении Харрисона Форда. Компанию ему составила Кэрри Фишер — исполнительница роли Принцессы Леи в трех предыдущих эпизодах «Звездных войн», которые снимались в конце семидесятых — начале восьмидесятых, а также обязательные участники всех эпизодов — любимцы публики дроиды R2-D2 и C-3PO. Для написания сценария Лукас пригласил Лоренса Каздана, с которым в последний раз работал больше тридцати лет назад как раз над сценарием шестого эпизода «Звездных войн» — «Возвращение джедая». В результате «Пробуждение силы» в точности повторяет стиль повествования первых эпизодов саги, что со стороны выглядит как самое иррациональное действие из всех, какие только можно себе представить. Подросткам, как основным посетителям кинотеатров, Лукас отдал должное лишь в том, что главные роли в новом эпизоде исполнили Дэйзи Ридли и Джон Бойега — обоим чуть за двадцать. Но в остальном в «Пробуждении силы» Лукас ассоциативно возвращает нас в неведомый современным тинейдежерам мир восьмидесятых. Тогда в качестве причины кассового успеха «Звездных войн» назывались новейшие технологии, использованные Лукасом при съемках фильма. Скорее всего, тогда ему и в самом деле удалось поразить воображение зрителей космическими кораблями, бороздящими межпланетное пространство. Но сейчас это едва ли могло оказаться ключевым фактором. Эпизоды с погонями на космолетах выстроены так, чтобы не удивить, а напомнить о том, что когда-то уже было. Помимо этого в распоряжении Лукаса есть квазифилософия, разработанная им на основе восточных учений, которая сверху донизу пропитала массовую культуру второй половины XX века. Наделив рыцарей-джедаев особой силой, способностью предсказывать будущее, техникой гипноза и вооружив их эффектными световыми мечами, он создал прообраз мечты для миллионов людей. В новом эпизоде «Звездных войн» мы догадываемся, что рыцарем-джедаем может быть не только мужчина, но и женщина. Это еще один очень редкий элемент новизны и одновременно еще один крючок, которым Лукас подцепил огромную часть аудитории. 

Для съемок фильма он пригласил режиссера Дж. Дж. Абрамса, который не