Не договорились

Политика
Ближний Восток
«Эксперт» №17-18 (985) 25 апреля 2016
Американо-саудовские отношения требуют серьезного пересмотра. Слишком много противоречий между двумя странами скопилось за последнее время
Не договорились

Визит Барака Обамы в Королевство Саудовская Аравия (четвертый за время его президентства) прошел крайне непросто. Проблемы начались еще у трапа самолета: американского президента встречал всего лишь губернатор Эр-Рияда, хотя прибывших до него глав стран Залива приветствовал лично король. С самим королем Салманом президент беседовал два с половиной часа, и формально стороны выразили удовлетворение проведенным временем. На деле же американскому президенту не удалось разрешить тот сонм противоречий, который возник в саудовско-американских отношениях в последние годы.

Одной из причин охлаждения этих отношений стала чересчур самостоятельная политика КСА. «Обама хотел, чтобы саудовцы брали за себя большую ответственность за обеспечение собственной безопасности, и, собственно, этим они и занимаются, — говорит научный сотрудник Центра Вильсона Дэвид Оттавей. — Но если ваши союзники действуют самостоятельно, они не всегда делают то, чего вы от них хотите». Так, за последние годы Эр-Рияд поспособствовал разрушительному цунами «арабской весны» (ввергнув Ближний Восток в период турбулентности и фактически похоронив стратегию Запада по взращиванию в регионе среднего класса — оплота будущей либеральной демократизации региона), поддерживает враждебное Штатам «Исламское государство» (организация запрещена в России), а также всячески способствует продолжению невыгодной для США сирийской гражданской войны. Свою лепту в обострение отношений внесли и американцы — в частности, заключив ядерную сделку с Тегераном. Безусловно, она не означала мгновенного аннулирования американо-иранского конфликта и возникновения оси Вашингтон—Тегеран — до этого еще очень далеко. Однако сделка стала символом отказа Соединенных Штатов от стратегии полномасштабного сдерживания Ирана и начала курса на создание с иранцами неких новых правил игры на Ближнем Востоке. Учитывая, что сегодня Тегеран и Эр-Рияд не просто конфликтуют, но зачастую играют по принципу нулевой суммы (то есть любое ослабление КСА выгодно Ирану, и наоборот), саудовское руководство не только отказалось конструктивно участвовать в выработке этих правил игры, но и восприняло американскую инициативу как предательство. Так же как и последующее требование Обамы достичь «холодного мира» с иранцами, не говоря уже об угрозе усилить вмешательство США в саудовские дела в случае отказа. Американцы же, в свою очередь, тоже воспринимают саудовское поведение как предательство и эгоизм: США гарантировали и будут гарантировать безопасность КСА и в рамках этих гарантий, по данным исследовательской службы Конгресса, с 2010 года заключили с ним оружейные контракты на 100 млрд долларов.

Апогеем обострения двусторонних отношений стал, конечно, нынешний скандал с секретной частью доклада о событиях 11 сентября. Вопреки одному из его тезисов (о непричастности КСА к организации терактов) в засекреченных 28 страницах содержатся доказательства обратного. По словам ознакомившегося с документом сенатора Боба Грэма, там есть доказательства причастно